Образ 90-х в кинематографе
90-е — время насыщенности и дерзости. Это один из самых сложных и запоминающихся периодов в жизни нашей страны. Ярко, дерзко и броско он отразился и в нашем кинематографе.
Стиль 90-х годов очень яркий и специфичный, конечно, он вошел в историю моды. Выбор одежды был не такой огромный, как сейчас, но тем не менее образы всегда были запоминающимися. Присутствовала строгость и элегантность, которая в тот момент контрастировала с дерзостью и броскостью.
Наверное, не раз в жизни вы слышали где-нибудь такое выражение, как «бандитская морда»? На фоне фильмов, сериалов, рассказов сложился некий архетип представителя лихих 90-х: толстовки и капюшоны, плащи в пол, наколки, четки. Образы мужчин того времени были не всегда именно такими. Пользовались спросом спортивные костюмы, черные кожаные куртки, плащи, объемные свитера. Зачастую, конечно, они носили четки и толстые цепи.
кадр из к/ф «Жмурки»
У женщин же были туфли-лодочки, платья с плечиками, пиджаки мужского кроя, лосины. Популярностью пользовались огромные начесы на голове, «зализанные» пряди волос и многое другое.
кадр из к/ф «Жмурки»
90-е были временем процветания группировок и бандитизма. Одним из режиссеров, которые показали нам на экране образы 90-х годов в целом и образы криминальных лиц 90-х годов в частности, стал Алексей Балабанов.
Огромную популярность принесли Балабанову такие фильмы, как «Брат» и «Брат-2».
кадр со съемок к/ф «Брат-2»
Главную роль в фильмах исполнил Сергей Бодров, он стал любимцем публики в 90-е годы. Простой, честный и справедливый русский парень, вернувшись с войны, попал в безумные и криминальные 90-е. Его окружили неприятности, бандиты и новости о брате, который стал наемным убийцей.
Балабанов через Данилу Багрова показывает портрет поколения. Молодежи вместо институтов, образования и хорошей жизни досталась военная форма, ужасы войны и суровая криминальная действительность. До сих пор Бодрова зовут героем поколения. Он стал родным для зрителей, а сам фильм стал для нас неким проводником в реалии 90-х годов.
кадр со съемок к/ф «Брат»
Образ Данилы был простым и в тоже время суровым. Растянутый свитер крупной вязки с горловиной, потасканные джинсы, пальто черного цвета. Молодежь сразу оценила каждую деталь образа, такой стиль в одежде в молодежной среде приобрел огромнейшую популярность. Стоит отметить главные детали образа — обрез и плеер. Что касается обреза, он показывает нам всю серьезность и жесткость намерений Данилы, но на контрасте с ним мы постоянно видим музыкальный плеер. Через него режиссер показывает обычного, еще зеленого добросердечного парня, которому нужны мелодии нот, а не мелодии пуль. Сергей Бодров с его статностью, природным обаянием и твердостью характера очень точно подошел на эту роль.
кадр из к/ф «Брат»
Что касается женских образов в фильмах, то мы видим объемные толстовки, косухи, огромные пальто с широкими плечами — одежду «oversize»: «Не по размеру — значит красиво».
кадр из к/ф «Брат»
Мода на образ девочки-тусовщицы, которая постоянно на улице в окружении криминальных лиц, тоже стала популярна. Тонкие косички, кепка, синяки под глазами — вечно курит, вечно хочет кайфа. На мой взгляд, весь ее образ, ее поведение — это некий протест обществу, протест действительности, в которой она живет.
кадр из к/ф «Брат»
Лихие 90-е существовали под неким лозунгом «Криминал как стиль жизни». Работала схема «не ты, так тебя», у некоторых людей просто не было выбора.
Дерзкие, спорные, неприветливые, порой непонятые зрителем, но все же фильмы, которые оказали на нас своеобразное влияние и вошли в историю нашей жизни. Наше поколение, просматривая их, слушая музыку того времени, считывало картинки с экранов и выбирало себе кумиров, и пыталось подражать им. Хотели, так сказать, быть «вечно молодыми, вечно пьяными». Фильмы сравнивают нас вчерашних и сегодняшних. Каким бы не был отпечаток на нынешнем поколении от экранного образа жизни 90-х, он есть и останется с нами, с людьми, которые выросли на этих экранизациях.
Светлана САФИНА
Текст создан в рамках учебного проекта «Медиасфера»