1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«Достойно фильма-эпопеи»: историк казанской журналистики — о том, что подвигло его на исследования

Дата: . Опубликовано в Люди

C9xU qFar U

Айрат Шамилевич Бик-Булатов историк казанской журналистики, публицист, преподаватель Казанского Федерального Университета и поэт. Также он автор многих трудов, коими занимается и по сей день. Что они из себя представляют? Вы узнаете ниже.

— Здравствуйте, Айрат Шамилевич. Вы историк казанской журналистики, преподаватель, публицист, писатель и поэт. Что подвигло вас на такую активность и как вы всё это совмещаете?

— Я даже не задумываюсь об этом, живу и всё. Стараюсь, чтобы мне было интересно.

— Как произошло то, что вас заинтересовала история казанской журналистики?

— Трудно уже сказать... Вообще, сначала полюбил историю российской журналистики, написал четыре-пять книг об этом, первые статьи ещё в студенчестве (2001-2002 годы), а последняя по счёту монография (до начала казанской темы) — это 2018 год. Но и позже общероссийскую тему я вёл в социальных сетях, делал посты. Среди них как-то вышел на казанские темы, кажется, в связи со сборником «Первый шаг» (1876), где было потрясшее меня расследование Я. Посадского о борьбе казанских суконщиков, которых в одночасье сделали крепостными рабами фабрики росчерком пера императрицы Елизаветы Петровны… И вот они 150 лет, вроде бы, боролись за свободу. Это достойно даже какого-нибудь фильма-эпопеи, какие умеют снимать в Голливуде. Я прочитал прекрасное расследование об этом, а после уже выяснил, что «Я. Посадский» — это псевдоним краеведа и журналиста Николая Яковлевича Агафонова, бывшего редактора «Камско-Волжской газеты». Это уже было известно специалистам, но я-то только подступал к теме. Вот, пожалуй, с этого и началось. Сейчас, без ложной скромности, могу назвать себя лучшим из ныне живущих специалистов по истории казанской журналистики, но это просто потому, что больше никто сейчас ей столь интенсивно не занимается, а старое поколение учёных ушло.

n6vz6PmWiis

— С началом творческого пути понятно. Недавно задумался над тем, что у вас имеется достаточно много научных трудов. Есть ли у вас “magnum opus” или же труд всей вашей жизни, который, возможно, ещё находится на стадии создания? Если это, конечно, не секрет.

— Всегда таковым считается последний труд. Сейчас у меня это вторая монография по истории казанской журналистики, объёмом 978 книжных страниц.

— Потрясно! Можете привести краткую аннотацию к этой монографии? Понятно, что это касается истории казанской журналистики, но все же, к какому вопросу вы обращаетесь в своём труде?

— Первой нашей попыткой выстроить хронологию и описать историю казанской печати XIX – нач. ХХ века стала книжка, выпущенная в минувшем 2020 году, объёмом 242 страницы, включившая 31 главу. Нынешний выпуск вторых «Очерков», задумывавшийся как продолжение и дополнение первого, превысил объём той книжки почти в четыре раза. Углублённое изучение позволило гораздо лучше познакомиться с историей казанской печати, расширились и хронологические рамки исследования, которые в этом томе охватывают уже 160 лет: с 1758 года (года основания Первой Казанской гимназии) до 1918 (окончательного прекращения небольшевистских изданий Казанской губернии). Некоторые главы второй книги посвящены изданиям, которые мы уже рассматривали в первой монографии, но с учётом новых данных, приведённых только теперь, они сильно расширяют и дополняют наши знания о казанских газетах. Часть объёма — впервые написанная история татарской журналистики (есть ещё, впрочем, вчерне рукопись Васила Загитовича Гарифуллина по истории татарской печати, возможно, мы с ним выпустим совместный труд именно по татарской, переговоры об этом велись).

PtpqjlaA6U0

— Обширная работа! Не могу представить, как много нужно изучать и расследовать казанскую журналистику, чтобы написать труд на 978 страниц. Вы целеустремленный человек! У вас есть цель, и вы идёте к ней. Такие люди всегда чем-то жертвуют. Жертвовали ли вы чем-то для достижения того, что у вас есть сейчас?

— О жертвах я не задумываюсь, когда я пишу большую вещь — будь то поэма или монография научная. Я её просто пишу, не в силах остановиться, пока не закончу. Меня мало что интересует, когда я пишу большой труд, и я не жалею ни о чём, но при этом я продолжаю делать и что-то другое: преподавать, ходить в театры и писать о спектаклях. Я не гонялся за карьерой или деньгами. Может быть, это моя ошибка. Я всегда только занимался творчеством, и это приносило мне радость. Мог по-человечески пожалеть, когда иногда чувствовал, что мой труд недооценён по достоинству, но я не прикладывал специальных усилий, чтобы его оценили, я просто писал свою вещь, и не скрывал её от публики, давал возможность её увидеть. С маркетингом или пиаром у меня всегда было плохо. Мне жаль было тратить на это свои усилия, но я понимаю, что сегодняшнее время требует именно такого отношения, чтобы тебя признали, заметили, оценили. Но мне жаль на это времени. Поэтому, скорее всего, я не получу уж слишком много очков рейтинга и денег за свои труды, но у меня есть они сами и радость от них. Хотя в этом году получилось аж две премии. Ну здорово!

— Да, это здорово! Премию имени Белинского «Я в мире боец» за театральную критику и «Невскую премию» СПбГУ. Я помню! Это то, что вы получили летом. Пишете ли вы что-нибудь сейчас?

— Вношу правки к будущей печатной версии монографии.

— Ещё что-то имеется в планах?

— Написать докторскую диссертацию было бы неплохо. Или соскочу снова к поэме. Не знаю.

lUNBvgZalNU

— Снова вопрос о научных трудах. Хотели бы вы изучить что-то ещё, помимо журналистики?

— А она и так включает в себя и историю, и литературу, и биографии, и психологию, и социологию, и культурологию, и политику, и философию. Элементы многих наук есть в нашей, и это прекрасно! Я всё могу найти в истории журналистики, включая и современность.

— Не могу не согласиться. Это верно. На самом деле, здорово, что вы получаете удовольствие от создания научных трудов, находите отголоски изучения казанской журналистики в преподавании. Какие чувства вызывает у вас казанская журналистика?

— Много интересных сюжетов, много имён, которые хочется вернуть в культурную память казанцев. Она побуждает рассказывать и устраивать лекции!

— Благодарю вас, Айрат Шамилевич, за уделённое время! Желаю вам успехов в дальнейшем изучении истории казанской журналистики! Больше захватывающих сюжетов и личностей!

— Спасибо!

Владимир САФРОНОВ

Фото из личного архива Айрата Бик-Булатова