1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Окольные пути любви

Дата: . Опубликовано в Библиотека

Роман Эриха Марии Ремарка «Жизнь взаймы» – необычное переплетение философских мыслей и бытовых деталей. В нём писатель раскрыл вечные темы – любви, жизни, смерти, свободы...

И всё же главная особенность этого произведения – отсутствие политического контекста и открытость душ, что способно очаровать читателя и погрузить в обволакивающую магию слов.
В основу сюжета легла любовь вечно рискующего и стареющего гонщика Клэрфе и умирающей от туберкулеза молодой Лилиан. Их любовь зарождается на схожем отношении к бытию. Герои романа отличаются друг от друга возрастом, взглядами на многие события, но главным отличием остается то, что Лилиан, в отличие от Клэрфе, острее ощущает жизнь, так как смерть для неё осязаемая реальность, а автогонщик сам управляет своей жизнью и смертью. Если Лилиан, 24-летняя девушка, стала заложницей обстоятельств, то 40-летний Клэрфе сам выбрал себе такую судьбу. И в то же время они очень похожи: они оба научились ценить каждую минуту жизни. И Лилиан научила Клэрфе радоваться всему, что с ними происходит, всему, что их окружает.
С каждой строчкой, задумываешься вместе с автором о ценности жизни, о неизбежности смерти, о материальных благах, о значении любви. «Жизнь – это парусная лодка, на которой слишком много парусов, так что в любой момент она может перевернуться». Или – «Дышите глубже, любуйтесь горами, и думайте о том, что людям гораздо лучшим, чем вы, пришлось умереть».
Герои по-разному воспринимают проблемы текущего времени. Лилиан безумно хочет жить и получить от жизни всё, но знает, что вне стен санатория жить ей осталось недолго. А Клэрфе не видит смысла борьбы со временем. По его мнению, само существование «длится до следующего вздоха». Он считает, что у длинной жизни, есть «длинное прошлое».
Построение романа тоже очень своеобразное. По сути, это множество эпизодов, собранных воедино, сменяющих друг друга подобно кинокадрам, без каких-либо словесно оформленных переходов. Авторское повествование сменяется внутренними монологами и диалогами героев, которые свободны, независимы и не имеют будущего. Хотя, как говорит один из персонажей: «Кто знает, может, жизнь дана нам в наказание за те преступления, которые мы совершили где-нибудь в ином мире?»
Роман написан простым и лёгким для восприятия языком. Все предельно ясно любому читателю, несмотря на то, что повествование до предела насыщено философской символикой.
«Когда человек подводит итоги и подсчитывает, сколько он действительно жил, то оказывается, что всего-то у него было несколько дней или в лучшем случае несколько недель. Если ты это усвоил, то две-три недели или два-три месяца могут означать для тебя столько же, сколько для другого значит целая жизнь». Понять это – и значит для Ремарка полюбить мир в себе и себя в мире.

Камила Шамсутдинова