1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Абсурд или высокое искусство?

Дата: . Опубликовано в Библиотека

hB2qMxsXS3MЭтот спектакль выиграл ежегодное голосование «Инде», вошел в шорт-лист Российской Национальной театральной Премия «Золотая маска»-2018, но при этом продолжает получать недовольные комментарии от зрителей. Разбирались, что представляет из себя спектакль «Индивиды или атомарные предложения» в творческой лаборатории «Угол».

Спектакль «Индивиды и атомарные предложения» поставил московский автор Всеволод Лисовский, считающийся на сегодняшний день главным экспериментатором российского театра. Сам он постановку называет «случайной»: на лекции в Казани он обмолвился о желании сделать спектакль по математическим формулам. Предложение осуществить задумку от директора  «Угла» Инны Ярковой не заставило себя ждать: 15 декабря спектакль показали казанскому зрителю уже в восьмой раз.

«Математику знать не обязательно

Ничего знать не обязательно

Вообще, зачем вам что-то знать?» - так предупреждали на входе зрителя в премьерные июньские дни.

 Когда мы покупали билеты, на входе нас предупредили, что лучше регистрироваться заранее: «Обычно все места заняты, но сегодня мало людей». Сегодня пятница, вечер. На входе дают очки с красными линзами, на стульях в зале оказываются наушники, а рядом лежит листок с математическими знаками. Единственное, что я поняла – спектакль будет проходить в двух измерениях: человеческом и математическом. Принцип математического измерения взят из книги математика Бертрана Рассела. Дальше – больше. В маленьком зале появляются пять актеров, которые одеты в одинаковую бесформенную серую одежду. По словам режиссера, двухдневный кастинг будущих участников спектакля собрал около 50 претендентов самых разных профессий и возрастов, были даже школьники. Будущие участники пытались вспомнить аксиомы и теоремы и придумывали, какое применение можно было бы найти этим математическим штукам на эмпирическом уровне, например, в повседневной жизни. Актеров больше, чем пять, и каждый спектакль состав их меняется. Как и их слова: все, что вы можете здесь увидеть, – полная импровизация.

Сейчас мы на нулевой волне, в человеческом измерении. Из-за очков все в красных тонах. Актеры начинают говорить: по их мимике видно, что говорят они все одновременно, но в наушниках речь только одного из них. При этом звукорежиссер постоянно нас переключает с одного актера на другого без какого – либо сценария: зритель просто слышит отрывки чьих-то разговоров. Чувствуешь себя персонажем Гибсона из фильма «Чего хотят женщины»: начинаешь слышать отрывки мыслей случайных прохожих, когда их много и они постоянно сменяют друг друга. Все, что говорят актеры, кажется бессвязным потоком речи. Кто-то цитирует гомеровскую «Одиссею», а кто-то рассказывает про советский синий цвет, состоящий из синего и кремового. Их язык прост, как и обычная человеческие речь: где-то бессвязная, нелогичная, наполненная словами паразитами, нелепыми высказываниями и философскими мыслями. Они спокойно говорят со звукорежиссером, обращаются к зрителям, иногда позволяют говорить между собой. Однако этот сбивчивый речевой поток пяти людей, которые неподвижно стоят у стены, - только вершина Айсберга. Когда зритель переключается на первую волну и снимает очки, он попадает  математический мир. На экран  и одежду актеров идет проекция красного цвета с математическими знаками и значениями. Например, есть герои p и q, между ними знак, который обозначает соединение. Через несколько минут знак меняется с «соединения» на «несовместимость».

 Атомарное предложение – это предложение, описывающее некие единичные  обстоятельства и факты, а индивидом может быть либо актер, либо зритель.

Индивид остается индивидом на протяжении всего времени (человеческое измерение), в то время как в математическом мире постоянно идут изменения. Это и есть часть схемы Рассела, когда человек остается самим самой, а обстоятельства (атомарные предложения) меняются. Всё время в математическом мире на фоне идёт зачитанный под битбокс учебник математики со спонтанными экзотерическими отступлениями. Четкий и звонкий голос музыканта Вагиза Аюпова, который и битбоксит, и читает текст о матрице и штрихе Шеффера, контрастирует с бормотаниями и тихой речью актеров в человеческом измерении. Попытка понять научный мир приводит к полной неудаче. Но удивительно, что когда вновь возвращаешься в человеческий мир, крутя колесико с 1 на 0, то речь актеров уже воспринимается свежо и по-новому, словно переключили тумблер в голове. Возможно, что так устроено и в настоящей жизни, когда нужно попробовать посмотреть с другой стороны на происходящее. То, что раньше казалось непонятным и нелогичным, будет пониматься по-другому.

 За этот один час я несколько раз переключалась с одного измерения на другое, пытаясь понять: может, речь актера и математическая речь хоть как-то между собой связаны. Но математика так и не далась мне, как и другим зрителям, которые первое время ещё пытались переключаться, но, в итоге, остались в человеческом измерении. Полностью сосредоточив внимание на диалогах, понимаешь, что некоторые из них, действительно, полный бред: «Вы знали, что есть цвет советский синий? Это такая смесь синего и кремового. Советский синий цвет совсем не синий». Но какие - то диалоги все – таки заслуживали внимания: «Я всегда думала, зачем платить за кино, если можно бесплатно посмотреть фильм дома. Но потом я поняла, что кинотеатр – это общее дело, которое объединяет людей, делает их едиными. Например, ты смотришь комедию. Дома ты, может, не поймешь смешного момента и не посмеешься. А когда ты в кинотеатре, он тебе покажется забавным, потому что люди вокруг смеются и этот смех заражает и тебя»

 В конце актеры начали синхронно повторять один и тот же звук «А», что до сих пор остается для меня неразгаданным моментом сценария. Пытались ли нас напугать, ввести в некий гипноз или это был такой логический конец, когда отдельные мысли превращаются в людской гул будто бы в центре города, когда ты не слышишь никакого и ничего, кроме общего гула.

Сказать, что спектакль хороший и плохой – нельзя. Рамки у творчества не ограничены. И если мы вышли в полном недоумении, то мужчина после спектакля искренне делился восхищением с другими зрителями. Продуктивно оно или нет – каждый зритель решает сам. Для того  и существует творчество, чтобы каждый его интерпретировал по-своему. Надеюсь, и в моей голове непонимание со временем превратится в целостную  картину, и всё, словно паззл, сложится в моем сознании.

Светлана Ануфриева
Ксения Дудкина