Выбора нет
«Не отпускай меня» – книга британского автора японского происхождения Кадзуо Исигуро. Роман был номинирован на Букеровскую премию, по версии журнала «Тайм» входит в список 100 лучших англоязычных романов, а в 2010 году вышла экранизация произведения. Это роман-притча, это история о любви, дружбе и смирении.
В этой антиутопии автор не делит общество на «рай потребления» как Хаксли и Бёрджесс и «тоталитарный ад» как Оруэлл и Замятин. В книге даже нет героя, который, осознавая ужасы нового мира, пытался бы бороться против него, из-за чего обычно возникает завязка сюжета и основной конфликт. Кадзуо Исигуро пишет антиутопию, которая повернута совершенно в другом ключе, автор дает выбор читателям: согласиться с его точкой зрения или же опровергнуть ее.
Действия происходят в Англии, люди клонируются для создания живых доноров органов для пересадки. Обо всем читатель узнает из уст тридцатилетней Кэти, главной героини, которая вспоминает свое детство и юношество.
Роман поделен на три части. В первой все ключевые действия происходят в Хейлшеме – школе-интернате. Особое внимание уделяется трем героям, которые и являются клонами: Кэти – скромная, милая девочка, Рут – властная и эгоистичная натура, Томми – молчаливый, зажатый паренек, который в интернате часто становился жертвой злых шуток и издевательств. Таких разных, на первый взгляд, людей объединяла искренняя дружба. Героям действительно веришь и сопереживаешь. Они ссорятся, мирятся, влюбляются, учатся, проводят все свое свободное время вместе. Именно поэтому первая часть и кажется самой светлой, в ней еще нет той атмосферы безысходности, а все потому, что повествование идет неспешно и размеренно, постепенное нарастание динамики только подбивает интерес читателей.
Во второй части герои уже подростки, они выросли, а вместе с ними их чувства и желания. Друзей заселяют в некие коттеджи, там они вольны делать то, что хотят, их уже ни в чем не ограничивают. Однако именно в этой части наступает легкая грусть за героев, потому что Кэти, Рут и Томми просто не знают, что делать с данной свободой, ведь все свое детство они прожили в изоляции. Шокирующей становится последняя часть, герои узнают, о своей судьбе, для чего был создан Хейлшем, а также кем являлась та таинственная дама, которая забирала их подделки, рисунки, стихотворения в интернате.
Сама книга – одна из жемчужин антиутопий. Однако коренное отличие романа Кадзуо Исигуро от остальных в данном жанре заключается в принятии героев своей судьбы, а не в борьбе за ее улучшение. Отсюда и выявляются две противоположные точки зрения у читателей. Первая заключается в том, что роман – проекция нашего мира и будущего, которое ждет нас в скором времени. Клонирование людей, отношение к ним, как материалу. Утаивание правды, замалчивание – безразличие, которое и делает из людей монстров. Пассивность героев – упущенные возможности. Другая точка зрения базируется на покорном смирении своей судьбы, принятии своего «долга» и обязанностей. Попытка в таком мире не существовать, а жить, возможность дружить, любить и искренне быть счастливым даже в таком отталкивающем мире. Но, надо заметить, совершенно противоположные суждения после прочтения романа возникают у читателей. Этим и хороша книга Кадзуо Исигуро – она дает свободу мыслям, заставляет задуматься о своих собственных поступках и пересмотреть некоторые взгляды на жизнь.