Ближе к берегу – подальше от суеты
Что может быть общего у Реки, Орла, Лошади и безумца? Как из трех монологов получилось целостное произведение, и как остров смог объединить необъединимое? На эти вопросы должен был ответить зритель во время спектакля «Единственный берег», который прошел 18 мая в творческой лаборатории «Угол».
Текст к нему написал Юрий Клавдиев, обладатель многих премий и наград, автор известен пьесами и сценариями на острую социальную тематику, крайне реалистичной техникой исполнения замысла. А сам спектакль получил награду в номинации «Лучший актерский ансамбль» на ежегодной театральной премии «Тантана» в 2017 году.
В лаборатории «Угол» небольшое пространство, поэтому сцена располагается на расстоянии вытянутой руки от зрителей, в такой необычной обстановке под шепот зрителей и насыщенные синие софиты начинается представление, а вернее монологи актеров. Они состоят из трех историй: о безумце и Троцком, о любви Лошади и Орла и речи Реки.
Артисты высыпают на стол гречку, изображая остров. Декорации дополняют граненые стаканы с луковками, передавая образ церкви, буханка хлеба, которая становится домом, книжка – крыше, а непотушенная сигарета – трубой. На стол направлен яркий синий цвет, который создает иллюзию единственного устойчивого, обитаемого места. Вот и все! Больше нет никаких украшений, актеры одеты в однотонную черную одежду, чтобы зрители сфокусировались на словах, минимальное количество жестов было продумано с той же целью. В этой необычной манере текст притягивает внимание, а историям начинаешь верить. Павел Густов, сыграв роль помешанного, был очень убедителен. Сначала все его слова кажутся нелепостью, он рассказывает о звездах, у каждой из которых есть свой неповторимый цвет, однако встречая Троцкого и людей в форме, он замечает, что на них тоже присутствуют атрибуты звезд. Сначала его радует этот факт, однако потом он сомневаться в том, что они пришли с неба...
Слова безумца становятся истинной, будто сошел с ума не он, а люди, которые решили диктовать свои правила и устроить беззаконие на островке.
Затем следуют истории о Лошади и Орле, об их любви, причем стоит заметить, что она начинается с середины монолога первого актера. Их любовь невозможна, поэтому звериный народ изгоняет их, направляя в разные концы острова, однако они встречаются вновь, и их союз превращается в орла, стоящего на четыре лапах.
Монолог реки кажется самым искренним и простым: «Если я останусь одна на всем белом свете, зачем же мне тогда течь? Если я останусь одна на всем белом свете, зачем же мне быть? Если я останусь одна на всем белом свете, зачем же мне белый свет? Поэтому все остается так, как есть».
Остров становится тем местом, где соединились и переплелись между собой совершенно разные истории, а берег становится единственным их спасательным местом.
Истории могут показаться несвязными, однако красной нитью в спектакль вплетается идея о том, что у людей еще есть шанс постигнуть гармонию и покой, если они будут жить в мире и согласии с природой и человечеством.
Светлана Ануфриева
фото автора