Незнакомцы на пороге дома – добродушные соседи или посланники ада?
Каждому из нас хочется смотреть лишь качественное кино, способное зацепить за живое и утянуть за собой в свой мир. Ведь когда смотришь хороший фильм, на время выпадаешь из реальности. Хочется хотя бы на время поселиться в мире, который предоставляет в твое распоряжение талантливый автор.
Подобная категория «идеальных» кинолент нравится зрителю. После просмотра аудитория ещё долго смакует оставленное фильмом послевкусие, регулярно возвращаясь к полюбившимся кадрам. Такие фильмы становятся общелюбимыми, общепризнанными. «Забавные игры» — фильм, который к этой категории причислить никак нельзя.
Нельзя не потому, что фильм плох и малозаметен. Наоборот, «Игры» запоминаются настолько, что после просмотра будет хотеться извлечь эти воспоминания из головы любыми способами, но, увы, сделать этого не получится. Невозможно назвать этот фильм «любимцем публики», скорее, из-за атмосферы ужаса и беспомощности, которые царят на протяжении всей картины. В этот мир категорически не хочется переноситься, здесь не хочется присутствовать ни минуты. Одна лишь мысль о том, что происходящее на экране могло произойти с вами, доводит до онемения и заставляет вздрагивать от любых звуков.
Возрастная категория: фильм не рекомендуется смотреть лицам, не достигшим 18 лет!
Первые «Забавные игры» вышли в 1997 году. Через десять лет их режиссёр, Михаэль Ханеке, переснял свой шедевр. О ремейке 2007 года далее и пойдёт речь. Переснял покадрово, с серьезными голливудскими актерами. В роли отца семейства – Тим Рот, мама – Наоми Уоттс, также картину украшают Майкл Питт и Брэйди Корбет. Сюжет тот же, что и у оригинала, посыл тот же, результат почти такой же: иногда накатывает желание выключить фильм и спасти свои нервы.
С первых кадров нашему вниманию представляют милое, банально-американское семейство, которое будто «слизано» с рекламы натуральных соков или сосисок. Глазастый умница-мальчик, эталонная блондинка-жена и статный добропорядочный муж, опора и защита семейства. Семья направляется в загородный дом, чтобы счастливо провести там уикенд. Всё наполнено гармонией и спокойствием. Играет мирная классическая музыка, которую внезапно сменяет тяжелый рок, вопящий и раздирающий уши. Невольно думаешь: нам готовят что-то пикантное.
А пикантное заключается в том, что в дом к нашей идеальной семье заглядывают два якобы соседа: очень странные и пугающие, одетые в белое юноши-блондины с голубыми глазами. Переступив через порог дома, парни начинают откровенно терроризировать семью, называя свою «игру» уроком вежливости. Эта самая «игра» попахивает садизмом и психическим расстройством, но блондинов уже не остановить.
Перчинки фильму добавляет тот факт, что парни взяли в сообщники и зрителей. Периодически маньяки поглядывают в камеру и говорят что-то вроде: «А вы на кого ставите?». Сам Ханеке подчёркивал, что этим фильмом и происходящим на экране он хочет обратить внимание общественности на бессмысленное насилие в голливудском кинематографе.
Режиссёр выстраивает полный насилия триллер, в котором, по сути, нет сцен жестокости. Да, слышны крики героев, всхлипы, удары. Но все кошмары остаются за кадром. Гениальные работы актеров, элегантный монтаж, интересные операторские решения — всё это не позволит зрителю оторвать глаз от экрана. Мы дышим в одном ритме с героями.
При этом Ханеке не погружает зрителя в происходящее, даже напоминая время от времени: это фильм. Это просто игра. Герой Майкла Питта поворачивается к нам, интересуется нашим мнением. «На чьей вы стороне?» — спрашивает он. Конечно, на стороне жертв. «Но они не выживут», — заявляет маньяк. А мы не верим. Ощущение беспомощности, безвыходности и скорого конца наполняет картину. Героям страшно, они не могут позвать на помощь, у них нет выбора. Зрителю страшно не меньше: к нам то и дело обращаются за советом, как ещё можно поиздеваться над героями, невольно делая нас соучастниками этого кошмара. И мы, как и жертвы с экрана, невольно следим за происходящим, не имея при этом ни права голоса, ни возможности уйти от того, что творится.
Всё же режиссёр иногда проявляет немного жалости, даруя героям (да и зрителю) каплю надежды. Однако длится эта милость не долго. Мрак сгущается, маньяки становятся всё сильнее, герои слабеют. От кадров хочется отбиваться кулаками. Но фильм погружает зрителя в атмосферу сна, где крик беззвучен, бег замедлен, а удары невесомы.
Нам не объясняют, зачем парни в белом делают это, в чём их мотивация, что и кому они пытаются доказать. Но они – это то самое насилие, которое поступает с экранов в каждый дом, и его не остановить ни мольбами, ни просьбами, ни выстрелом из дробовика. Медленно и аккуратно оно избавится от тебя и постучится в следующий дом, вновь прикрывшись добрейшей улыбкой.
Идея фильма, как и её воплощение, несут в себе глубокий смысл. Что мы смотрим, для чего и какие это несёт последствия? Оправдано ли насилие, которым «пичкают» нас экраны телевизоров? Парни в белом и есть образ телевизионного насилия, которое мы сами впускаем и которому мы сами позволяем творить всё, что вздумается.
«Забавные игры» - фильм тяжёлый, пугающий, порой совершенно невыносимый. Досматривать его трудно, но интересно. После просмотра зритель ещё долго погружен в себя. Он чувствует опустошение, стресс и даже вину. Кино не несёт в себе ни малейшей светлой мысли, поэтому понравится явно не всем. Любители «чего-нибудь помягче» прекратят просмотр ещё в самом начале.
«Забавные игры» - это, однозначно, фильм для небольшого количества зрителей. У одних он вызовет тошноту, другим он надолго врежется в память. Но то, что фильм эффектен и пропитан своей собственной, индивидуальной атмосферой, сказать можно с уверенностью.
Анастасия Белова
13.3-300.