Первоапрельская репка
Фольклор у каждого народа проявляется самобытно, и в основном отражает взгляды людей на происходящее события. Большую нишу в русском народном творчестве занимают сказки. Некоторые основываются на мифологии, другие на истории, но каждая является притчей. Притчей, которая через образы способна передать огромное количество смыслов, на первый взгляд непримечательных и незаметных.
Трактовок различных сказок великое множество, в каждом произведении человек способен найти и выудить что-то для себя, поэтому объективно сказку оценивать невозможно. Сказка, при всей своей кажущейся простоте, на самом деле хранит в себе таинственное многообразие нравоучений. Вот, к примеру, «Репка» - сказка известная всему русскому народу. Но что же кроется за видимой примитивностью и вкрадчивостью изложения?
Первое, на что стоит обратить внимание, конечно же, место персонажей в произведении. Репка-дед-бабка-внучка-жучка(собака)-кошка-мышка – это цепочка из действующих лиц сказки. Именно в этой последовательности и разворачивается главное действие «Репки». Отметим, что для славянских народов репа была главным блюдом на столе, честное слово. Её не то чтобы почитали, но очень любили употреблять в пищу. Поэтому основой, вокруг которой крутится сюжет сказки и является репа. Из-за вполне понятных потребностей дед решается вытянуть росший в земле овощ, но, к его же несчастью, сделать это одному не удаётся. Тогда он зовёт себе на помощь бабку, внучку, жучку, кошку, мышку – в общем всех живых существ, которые в этот момент, скорей всего, прибывают неподалёку от него. Тогда мы можем увидеть, что лишь совместными усилиями всей многообразной семьи репу удаётся вытянуть. Отметим, что вражда собаки и кошки, а также, в свою очередь, кошки и мышки сглаживается, когда перед ними встаёт общая цель, которая объединяет и сплачивает их между собой. Дружба (помощь старшим поколениям также прослеживается в сказке и соотносится с обобщающей темой дружбы) способна разрешать, казалось бы, недостижимые задачи. Вот мы и замолвили слово об одном из смыслов сказки.
Репка - не воробей, засядет крепко!
Но вернёмся к местам персонажей. Репа обособленно являет собой олицетворение знания, которое зарождается в матери-земле, к которому стремятся люди. Если, например, опереться на Книгу Бытия, где во второй главе говорится, что «совершены небо и земля и всё воинство их», то получается, что из земли и произрастает всё последующее, а соответственно и знание тоже. Ведь не будь земли, то есть поверхности, на которую можно было бы поместить человека, то не было бы и существа земного – людей, а не будь их, то о каком знании вообще может идти речь? Итак, Репа – знание. Дед – последующее звено цепочки – человек мудрый. Желая расширить свою эрудированность, он начинает тянуть репу. Тем самым старик может служить неким передатчиком усвоенных им изначальных знаний. От деда переходим к бабке, которая прожила на свете уже много лет (иначе её бы не называли бабкой), за спиной у которой имеется осмысленный опыт, она приходит к деду на помощь, чтобы он поведал ей то знание, что получил от репки. Бабка – фильтр информации, полученной от деда. Она-то и передаст внучке усвоенное и подкорректированное ею изначальное знание, переданное дедом. Далее, от внучки по нисходящей дойдёт знание и до мышки. «Вытянув» познание из земли каждый из присутствующих сказки способен теперь увидеть то, что было первоначально... Таким образом, тяга к знанию – одна из тем, освещенная в коротенькой сказке «Репка».
От судьбы не уйдешь, так что иди до конца
Совместим следующие два рассматриваемых понятия в один абзац, так как они являются смежными друг к другу. Первое - «от судьбы не уйдёшь», второе – «идти до конца». «От судьбы не уйдёшь». Репка – огородное растение, которое сажают в землю, так ведь? Репа в любом случае должна будет лежать на столе, как пища для человека. Как бы она не сопротивлялась, вцепившись корнями в землю, люди её достанут и съедят. Банальный пример в контексте сказки, но что же он несёт внутри себя? Вынесем пример в реальную жизнь: вы - старый человек, который вцепившись в скоротечные дни обоими руками пытается выжить. Смерть вскорости для вас будет ожидаема, вы знаете, что наступит такой день, когда сердце перестанет биться. И вы скажете: «от судьбы не уйдёшь, умру я сегодня или завтра – от меня ничего не зависит. Жизнь решит сама». Это и есть жизненный пример, основанный на сказке «Репка», учащий тому, что в некоторых случаях мы являемся заложниками своего положения. И это положение нам нужно преодолеть! Стать причиной того, что с нами происходит. Увы, такового смысла в сказке найти нельзя, но из наших рассуждений, как итог, это вынести можно. «Идти до конца». Дед, встретивший препятствие в виде "упрямой" репки, как ни пытался тянуть её на себя, не получилось одному достичь нужного результата. Тогда он, скажем так, пошёл на хитрость и позвал на помощь себе бабку. Вместе они также не справились и на помощь им пришли внучка-жучка-кошка-мышка. В достигнутом единстве они справились с задачей – вытянули репку. Дед, когда у него не получилось самому достать из земли овощ, не отвернулся от желаемого, а продолжил попытки, тем самым дойдя до нужного результата и сплотив между собой всех существ от мала до велика.
Репа, она как ребенок
Ценность сказки «Репка» заключается в том, что она многопознаваема, то есть неоднозначна в трактовках и находимых смыслах. Она как ребёнок, которого оберегают, о котором заботятся, и который через некоторое время подарит радость в ответ на заботу. Автор «Репки» нам неизвестен – мы не знаем, кто её создал, некому отдать дань. Но до сих пор мы пытаемся её понять, найти в ней истину, которая, как известно, у каждого своя. Так и живет Сказка, заключающая в себе мир, в котором бережётся вера и правда.