1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Это совсем другая история

Дата: . Опубликовано в Библиотека

«Сплит» - один из самых ожидаемых фильмов 2017 года, снятый режиссером и сценаристом М. Найт Шьмаланом. В более ранних его работах (как, например, «Неуязвимый», «Шестое чувство») критики неоднократно отмечали доброкачественное соблюдение жанра триллер. Сюжет «Сплита» повествует о молодом человеке, страдающем диссоциативным расстройством личности. Для большей точности отметим, что у персонажа 23 действующие личности и одна «спящая», на которую и делается основной акцент.

Конкретизированное число личностей уже само по себе является некой заявкой на биографичный контент. Замена имен, тасовка персонажей и их характеров никак не может повлиять на тот факт, что за основу взята реальная история реального человека. Единственный в мире случай столь множественной диссоциации личности – печально известный Билли Миллиган. Именно Билли вмещал в себе 24 личности, одна из которых весомо преобладала над остальными. 23 личности Миллигана, в свою очередь, делились на две группы: основные и нежелательные. Нежелательной могла стать любая индивидуальность, преступающая закон или подвергающая Билли (и тело, и само его сознание) опасности. Люди, знакомые с биографическим романом Дэниела Киза «Таинственная история Билли Миллигана», будут разочарованы. То, что вы увидите на экране – совсем другая, уже не таинственная, а скорее устрашающая история.

Это история похитителя-психопата. Кевин (Джэймс МакЭвой) – так зовут первоначальную индивидуальность главного героя – похищает трёх девушек и запирает их в своём подвале. Если не обращать внимание на банальность ситуации, то можно вполне насладиться контрастом личностей-похитителей Кевина, а именно: девятилетнего Хэдвига, скрупулёзного Денниса и перфекционистку Патрицию. Актёрская игра Джэймса МакЭвоя – нечто совершенно фантастическое в хорошем смысле слова. Он буквально «выпадает» из одного образа в другой, колоссально меняясь не только в мимике и голосе, но и во взгляде, походке, манерах. В одну секунду перед вами строгий Дэннис, страдающий обсессивно-компульсивным расстройством, а в следующую уже галантная Патриция, которой так важно о ком-то заботиться. Талант с ходу перенимать повадки персонажей Джэймс продемонстрировал и в фильме «Грязь», где он также играл персонажа с диссоциацией личности.

Блестяще с ролью справилась и актриса Аня Тейлор-Джой. Её героиня Кэсси Кук заметно отличается от других своих «сокамерниц». На фоне двух избалованных родительской лаской вертихвосток Кэсси кажется единственным вменяемым подростком, чьи взгляды отчего-то никто не разделяет. Благодаря флэшбэкам замкнутой девушки нам удаётся восстановить цепочку событий: отец, охота, дядя и его «голые» игры в животных. Именно её трагически сложившаяся судьба составляет вторую линию сюжета.

Поражает центрическая подача актёров. Даже при учёте того, что оставшиеся две девушки являются всего-навсего пушечным мясом, стоило вложиться чуть больше в проработку их образов.

В перерывах между мученическими попытками троицы сбежать из заточения нам показываются сцены встреч Кевина с его психотерапевтом – доктором Флэтчер. Персонаж Бэтти Бакли уже научился распознавать повадки разных личностей, это позволяет зрителю разобраться в том, что происходит с нашим чокнутым героем, а также узнать, какому такому «зверю» грозится Кевин скормить похищенных девушек.

Кульминация событий происходит в ночь, когда доктор Флэтчер решает приехать к дому и побеседовать с Кевином в надежде застать ту его личность, что посылает тревожные эмэйлы. Увы, слишком поздно: святой ужин для «зверя» настал. Кровь, мясо, кишки и, конечно же, удушение любознательной докторши.

«Зверь» – та индивидуальность нашего психопата, которую боятся и уважают остальные. Эдакий сверхчеловек с недюжинным умом, который ползает по любым поверхностям и питается не страдавшими девами. Даже само прозвище говорит о его негативном влиянии на развитие сюжета. Разве может «Зверь» полить цветы соседки? Вот-вот. Вернувшись к истории Билли Миллигана, вы также обнаружите доминантную личность, проявившуюся гораздо позже остальных. Только вот в жизни Билли его звали «Учитель», и он вовсе не выпускал никому кишки.

Псевдогениальная смекалка и владение оружием той самой героини с трагической судьбой приводят к некому подобию хэппи-энда. «Зверь» щадит её, потому как ему подавайте избалованных жизнью девиц, а это никак не вяжется со шрамами на юном теле героини. Итого: одной из трёх девушек удаётся выжить. Ну, хотя бы одной – и на том спасибо.

Для того чтобы окончательно добить зрителей, ожидавших психологического взрыва, а не средненького хоррора, в конце появляется сцена с Брюсом Уиллисом, цитирующим фразу из «Неуязвимого». Вероятно, данная сцена была создана с целью увеличения масштабов происходящего, но дала она обратный эффект: попытка связать два своих фильма указала на бахвальство и ограниченность режиссёра.

Итак, фильм «Сплит» – это, на мой взгляд, хоррор с неким подобием психологизма. Просмотрев данную ленту, становится немного обидно: всё-таки непосильным трудом достигалось признание Миллигана невиновным в совершённых им деяниях (среди которых, собственно, не наблюдалось излишней жестокости). Здесь же человек с диссоциативным расстройством представлен не просто личностью, неспособной сосуществовать в обществе, но и беспощадным монстром, жаждущим крови невинных девушек. Финальным результатом сей фантасмагории становится безуспешная попытка Шьмалана вернуть былое уважение как специалиста по триллерам, очередной всплеск оваций в сторону МакЭвоя и Тейлор-Джой, ну и какой-никакой отклик публики на захватывающую атмосферу картины.

С ужасом ждём сиквела, на который уже неоднократно просачивались намёки в фильме. Если сам «Сплит» ещё берёт новизной обсуждаемой идеи и атмосферой напряжения, то последующие его части, думаю, обречены на тотальный провал.

Алла ЩУЧКИНА,
Слушательница Школы молодого журналиста