1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Краски Востока

Дата: . Опубликовано в Библиотека

Сказка Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб» очень колоритная, а фильм, снятый Сергеем Параджановым, получился довольно увлекательным и познавательным.

На самом деле, картина тяжелая для понимания и восприятия. Чтобы понимать маленькие детали фильма необходимо знать, что означают символы, цвета, музыка. Данное кино требует осмысления, времени поразмышлять. Поэтому его следует смотреть даже, возможно, с паузами и пересмотреть через некоторое время еще раз.

На протяжении всего фильма мы видим яркие персонажи, множество символов, традиционные костюмы, традиционная архитектура и живописная природа, театральные вставки и метафорические образы. Ощущение словно находимся не у монитора, а сидим в кресле перед сценой театрального действия. Режиссеру удалось меня, как зрителя, буквально окунуть в гущу событий, в водоворот происходящего. Параджанов, конечно, интерпретирует сказку по- своему. В его руках она становится лиричнее, поэтичнее символичнее и метафоричнее. Она приобретает краски с помощью эпитетов и мастерской работой режиссера.

Ашик-Кериб в фильме приобретает высокое звание Поэта, Певца, Творца. Именно он со своим музыкальным инструментов саазом способен, как истинный Творец, перенести все тяжести и невзгоды достойно. Сила музыки и песен настолько велика, что помогает герою обрести свое счастье. Ашик-Кериб - Творец, который, несмотря на преграды, не потерял себя и гордо прошел через все испытания. Здесь можно вспомнить о реке, олицетворяющей границу между своим и чужим краем, между двумя сторонами медали, между землей и небом, между смертью и жизнью. Сцена похорон старика, передавшего свой талант Ашик-Керибу, также очень примечательна для нас. Старик ассоциируется с Творцом, передавшим свой дар, а наш герой теперь ответственен за этот талант. Здесь же можно вспомнить о куклах, похороненных вместе со стариком. Они являются олицетворением великого таланта. Они почитатели, навсегда оставшиеся рядом с ним. Смерть предстает не мрачной и страшной, а тихой, светлой и приносящей покой. Вылетевший белый голубь также не страшен, он олицетворяет успокоение души, чистоту.

Интересный факт: фильм снят в Грузии, озвучен на азербайджанском языке, посвящен русскому режиссеру Тарковскому, а сама сказка по турецким мотивам. Я думаю, это далеко не совпадение. Это переплетение разных традиций, языков, менталитетов, миропонимания. Все это стало единым благодаря искусству. Лишь оно смогло объединить столь разные традиции и взгляды на мир. В фильме все стало единым, одним целым.

Песни мы слышим на протяжение всего фильма. Их очень много. Например, на свадьбе у немых и слепых. Никто из этих людей не слышит музыки или не видит инструмента, но чувствует ее изнутри, душой. Кроме того, данные сцены также относят зрителя будто в иной мир, совсем не похожий на наш. Одно из ключевых мест в картине занимает музыка и песни. Они сопровождают, но в то же время возглавляют кино ленту.

Кроме этого, рядом с песней по значению стоят и танцы в красивых нарядах. Плавные движения выражают гибкость тела, грациозность человеческого тела, владение телом. Я думаю, песни и танцы - то, что олицетворяет восточного человека, энергичного и сильного, эмоционального и страстного. Такие элементы, как танец и песня в фильме, являются самыми важными.

Бой с ненастоящим, игрушечным тигром также неслучаен. Эта сцена снова переносит зрителя в зал театра. Падение героя в моем понимании - это попытка сломить Творца. Однако, Ашик-Керибу удается перенести удары судьбы и с гордостью пойти дальше. Победа над тигром - победа над собой, над эгоизмом. А на втором плане мы видим демонстрацию боевых искусств Востока. Режиссер хотел показать силу духа, стойкость и самосовершенствование человека, стремление к идеалу. Боевые искусства - символ самосовершенствования, победы над собой, своими страхами, это нечто высокое и духовное.

В кадрах перед нами очень много граната разных цветов. Ашик с возлюбленной сидит под гранатовым деревом, его мать приносит в дар гранат, рассыпанные гранаты в саду и еще очень много вариаций этого образа. Немаловажен цвет граната. Красный символизирует жизнь и плодородие, любовь, страсть. Черный означает беду, смерть, увядание. Белый олицетворяет чистоту, начало новой жизни. Кроме символа данного фрукта, мы замечаем красный зонт над влюбленными в момент уединения. Довольно часто появляются птицы-голуби, отождествляемые с чистотой, надеждой и верой. Вода, в которой в начале фильма, моется главный герой символизирует очищение, бережное отношение к невесте. Также такая маленькая деталь как сундук - символ внутреннего, духовного богатства, готовность создать семью. Достаточно много символов можно найти еще: например, образы гусей на свадьбе, тигра, кукол, реки, черные курицы, кинжалов.

Фильм мне показался очень колоритным, цветным и насыщенным цветами. Хотя преобладающими цветами можно назвать красный и белый, меньше черного. Такая «сочность» картины достигается многообразием сменяющихся кадров, живописными пейзажами и красивой архитектурой.

Восточная сказка Лермонтова приобрела экранную жизнь. Но режиссер нам показал сказку своими глазами. Она получилась самобытной и оригинальной. Восточная культура здесь выглядит красиво и с глубоким смыслом. Она отличается самобытностью среди других мировых культур.

Безусловно, данная кино лента увлекательна и познавательна. Через историю Ашик-Кериба зритель имеет возможность увидеть традицию Востока, яркие наряды, песни и символичные детали. В данном случае я, как зритель, узнала много нового через интересную историю.

Регина Ахмадуллина