Страх и наказание
Мне хотелось бы рассказать о некогда до глубины души потрясшей меня новелле Стефана Цвейга – «Страх».
Передо мной предстала обыкновенная обеспеченная женщина того времени. Это Ирена Вагнер. С тех пор, как она изменила своему мужу, страх разоблачения начал подстерегать ее. Затем «страх прочно въелся в [ее] плоть и кровь». У нее появилась преследовательница, грозящая рассказать мужу Ирены о ее любовных похождениях.
Если верить литературному критику С. Джонсону, «стыд — это страх перед людьми». Действительно, в данной новелле страхом С. Цвейг называет стыд, мучающий главную героиню. Мы понимаем это из её слов: «А может... не страх... а стыд мешает человеку раскрыться... разоблачить себя... ?» Она боится рассказать о своем проступке мужу, потому что не хочет, чтобы он видел в ней ту прелюбодейку, которую она видит в себе сама.
Таким образом я наблюдала захватывающую внутреннюю борьбу и ждала ее финала, пожалуй, так же, как ждала его и сама Ирена. С помощью психологизма, так талантливо применённого С. Цвейгом, я прониклась к героине эмпатией. Персонаж располагает к себе, он интересен.
Ирена боится наказания, не понимая, что оно в лице страха уже настигло ее. Однако через слова мужа автор выражает основную мысль новеллы: «Страх хуже наказания. В наказании есть нечто определенное. Велико ли оно или мало, все лучше, чем неопределенность, чем нескончаемый ужас ожидания».
Я удивлена, насколько близко автор подобрался к самой душе человека. Человек несет ответственность за каждое свое деяние – хорошее оно или плохое. Каждый оступается. Но иногда людям хочется остаться безнаказанными. Им важно, чтобы их простили – просто так. Потому что это человечно. Именно в этом и заключается, на мой взгляд, актуальность произведения: нельзя бежать от наказания, нельзя вечно жить в страхе.
Как и подразумевает структура жанра, в новелле есть неожиданный поворот: к концу произведения читателю раскрылась новая тайна о муже Ирен и о главной причине ее страха – женщине, следовавшей за ней. Однако переход к этому повороту настолько плавный, что у меня не создалось впечатления, как будто я что-то упустила.
Автор смог написать о личных вещах так точно и так непринужденно, без пошлости и развязности. «Страх» - это произведение о внутренней борьбе, об умении искренне любить и прощать, это новелла, которую могу рекомендовать к прочтению каждому.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.