1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Всеобъединяющая сила Востока

Дата: . Опубликовано в Библиотека

Мистический взгляд на жизнь, своеобразная социальная система, трепетное отношение к природе, идея реинкарнации. Именно этим прельщают нас восточные страны. Культура Востока невероятно богата, однако если сравнивать с европейскими традициями, то современные люди знают о ней очень мало. Чтобы исправить эту ситуацию, предлагаю посмотреть фильм Б.Бертолуччи «Маленький Будда», который открывает новые пространства в понимании Востока.

Кинематографическое полотно повествует не только о жизни Сиддхартхи, принца одного индийского княжества, но также и о двух культурах, величии религии буддизма.

Первое, что бросается в глаза, это контраст между Востоком и Западом: две совершенно разные ипостаси. С одной стороны - это группа буддистских монахов под предводительством Ламы Норбу, с другой - семейство Конрадов, типичных представителей западной культуры. Мы видим, как невозмутимы, спокойны, гармоничны и решительны монахи. Их вера в свои идеалы, своё предназначение настолько велика, что можно лишь желать, чтобы каждый человек на земле обрёл хотя бы половину их уверенности. Движения их плавны, действия неспешны. Кажется, будто их мысли чисты, а помыслы светлы. Ведь на лицах всегда добродушная улыбка, во взгляде же - неизменная загадочность. Возникает ощущение, что ни одна земная проблема не в состоянии потревожить их сущность. К ним проникаешься чувством глубокого уважения.

Американская семья - дружная, все готовы понять друг друга и поддержать. Однако всё, что происходит вокруг, имеет своё влияние. Малозначительный случай способен изменить их жизнь до неузнаваемости. Отсюда следует, что такие люди сильно привязаны к вещам. Материальное имеет определённую власть. И нельзя не отметить тот факт, что большинство этих людей потеряло способность верить. В высшие силы. В себя. В чудо. И с этой стороны буддийские монахи, возможно, сами того не сознавая, предстали некими спасителями. Они открыли наконец глаза «непросвещённым». Можно предположить, что их миссия заключалась не только в том, чтобы найти реинкарнацию Ламы Дорджи (подробно - далее). Нет, их предназначение гораздо шире. Необходимо, чтобы как можно больше людей поняли мир индийской культуры.

В фильме Бертолуччи буддизм – созерцательная религия, направленная на общение со Вселенной. Буддисты заглядывают внутрь себя и находят там ответы на многие вопросы. Интересно, что приверженцы этой культуры одинаково бережно должны относиться как к своему внутреннему «Я», так и к своей внешней оболочке. Для буддистов тело является отражением внутренней сущности. И наоборот: ежели мы печёмся о духе, то и внешнюю оболочку должны держать в соответствующей форме.

Лама Норбу вместе со своими последователями ищут реинкарнацию своего учителя Ламы Дордже. Примечательно, что в этом поколении великий учитель переродился сразу в трёх людях одновременно. И это дети. Как оказалось, они символизируют три составляющие человека в целом: тело, разум и речь. Почему перевоплощение произошло сразу в трёх? На мой взгляд, это было нужно для того, чтобы объединить цивилизации, социальные слои. Джесси Конрад, к примеру, несёт в себе мировоззрение и традиции Европы. Второй мальчик – беспризорник из Катманду, у него нет семьи, нет корней, нет никакого имущества. И третья реинкарнация – это девочка из знатной индийской семьи. Они так не похожи друг на друга. Но их сущности совпадают. Ведь в каждом из них мы видим доброжелательность, ясность мысли, веру и уважение к чужим взглядам на жизнь. Вместе они представляют триединство, которое должно сплотить поколения. К тому же, воплотившись в трёх разных детях, учитель Лама Дордже сможет больше людей привлечь к своим учениям. Нельзя будет сказать, что это религия богатых или униженных и оскорблённых. Нет. Приобщиться к этой культуре при желании сможет каждый. В этом и заключается прелесть идеи картины. Гармония и просветленность, как оказалось, не канули в Лету.

Альбина Закирова
13.3-300