Цифровое искусство с Роксаной Лесс
Обычно, цикл “Цифровое искусство” – это много мнений, историй и, соответственно, фотографий. Это интервью мы уделим одной персоне, одной личности и одному фотографу.
Роксана Лесс из Львова предпочитает портретную съемку. Изумительные работы. Именно эти слова пришли мне в голову, когда я увидел ее творчество.
- В первую очередь, по традиции, я узнаю: насколько фотограф интересуется историей фотографии...
Стараюсь интересоваться. Когда есть свободное время смотрю документальные фильмы о фотографии прошлого, и интервью с фотографами, которые все еще живы и снимают для различных изданий. Мне интересна как история, так и современные тенденции, поэтому сложно назвать любимых фотографов. Все уникальны по-своему. Выдающиеся, как минимум уже сами по себе создали свои мини-направления в фотоискусстве. Из отечественной фотографии к сожалению, могу выделить меньше интересных мне авторов, наверное, из-за того, что мои современники из СНГ не так глобально популярны. Но я не считаю, что это справедливо, хочу исправить пробел в знаниях, со временем.
- Наверняка мечтаешь снимать для какого-нибудь известного издания? Твои фото еще не публиковали в журналах?
К сожалению, не публиковали, я, наверное, просто не знаю правильное место, куда нужно написать. Да и рановато пока, я считаю. Хочется в будущем снимать для различных модных изданий, потому надеюсь, что со временем найду хорошую команду со стилистами
- Я слышал, что фотографы притягивают друг друга, что у них много таких же друзей. Что насчет тебя?
Да, верно. Мои друзья и знакомые - все в какой-то степени связаны с искусством во всех его проявлениях. Помимо фотографов - много музыкантов, художников, и прочих творческих людей.
- Наверное, подобный круг общения заряжает энергией?
Не могу сказать, что постоянно, я немного социопатична, и мне надо наоборот отдыхать от людей время от времени. Заряжают энергией скорее поездки.
- А можешь рассказать про одну из них? Скажем, какие места полюбились, лучше запомнились?
Я мало где была, в основном сейчас катаюсь по Украине. Больше всего впечатлил поход в Карпаты. Природа, уединенность, и когда все зависит только от тебя немного. Очищает голову. Осенью планирую большое крутое путешествие автостопом, но куда - пока секрет.
- А учитывая сложную ситуацию на Украине, проблем не возникало, скажем, с перемещением?
Нет, в подавляющей части Украины абсолютно спокойно, никаких проблем ни у кого не возникает.
- Хорошо, ты помнишь, когда и почему решила заняться фотоискусством?
Это получилось постепенно. Я знала, что хочу фотографировать, но никак не могла выбрать направление, и это меня очень тормозило. Оказалось, что стоило просто немного попробовать себя в разных, чтобы понять, что душа у меня больше всего лежит к портретной съемке. На осознание всего этого ушло около года. С тех пор уже два года как это моя основная страсть.
- В портретной съемке есть что-то особенное, что тебя привлекло? Наверное, люди для тебя стали чем-то большим, чем это было раньше?
Безусловно. Вплоть до того, что раньше общий язык с людьми находить было гораздо сложнее. Теперь же с каждой съемкой все проще и проще. Портретная съемка для меня особенна тем, что в процессе случается один на тысячи момент, когда я вижу человека не так как обычно, какая-та магия происходит, ракурс подошел и всё правильно сложилось, и главная моя задача в этот момент - успеть сделать кадр. Иногда я даже испытываю какую-то детскую радость, когда у меня это выходит.
- А тебе пригодились какие-то полученные тобою знания для фотографирования? Скажем, есть люди, мельком изучавшие скульптуру или мимику лица, или кто-то использует геометрию и золотое сечение.
Скорее то, что я когда-то училась на компьютерщика. Умение ставить и находить весь софт по обработке, ну и стартовый запас логики, чтобы разобраться в технических частях и инструментах программ. Но не могу сказать, что я технарь в основном, у меня не тот тип мышления, это скорее приобретенный навык. Я сейчас параллельно стараюсь изучать живопись и скульптуру. Оттуда много чего можно почерпнуть именно для гармонии кадра.
- Каким фотоаппаратом ты пользуешься (марка)? Мне приходилось слышать, что фотограф должен уметь пользоваться ручным режимом фотоаппарата (а не авто-режимом) и быть творцом, мыслителем. А ты что думаешь?
Думаю, что ни марка, ни режим не важны, хотя сама не совсем понимаю, как можно полностью контролировать процесс съемки с режимом "авто". У меня "кропнутый" Canon. Часто люди удивляются, и спрашивают: "Почему до сих пор фулфрейм не купила?" Отвечаю, что просто так вышло. Не говорю, что не хотела бы, но скажу, что снимать на кроп можно хорошо, или плохо. На фулфрейм абсолютно то же самое, но лучше качество самого изображения, что еще совсем не делает снимок по умолчанию хорошим. В конце концов произведение делает мастер, а не его инструмент. Так всегда было.
- Понятно, все же каждому свое. А часто применяешь графические редакторы для улучшения фото? Я слышал, что некоторые упорно не хотят принимать digital и принимают только исходники.
Не сталкивалась с такими людьми. Цифровое фото несомненно требует редактирования. Потому что цвета в сыром файле не являются ни "живыми", ни "настоящими". Они недостаточно реалистичные, блеклые, и подразумевают обработку. Даже в аналоговом фото в эмульсию пленки заложены определенные характеристики и цвета, что уже является изначальной обработкой. Пока к сожалению, даже самая продвинутая техника не доросла до изображения мира таким, каким мы его видим глазами. Потому графическим редакторам определенно "да".
Что касается дополнительной обработки (устранение дефектов кожи, пластика, даже возможно коллажирование) - это используется для улучшения в эстетическом, или художественном смысле. Тут тоже как вы выразились "каждому своё". Кто-то делает не совсем правдивые картинки, без изъянов, идеализирует персонажей, а кто-то наоборот - показывает несовершенства, даже безобразие, как нечто прекрасное. Согласна и с теми, и с теми. Сама же вижу свои фото где-то посередине этих двух крайностей.
- Говоря о графических редакторах, мы ведь имеем в виду - Adobe Photoshop, или ты используешь менее известные программы? И еще, чрезвычайно популярен Instagram, в связи с чем люди ассоциируют себя с фотографами. Ты разделяешь фотографов на профи и любителей?
Да, в основном это Photoshop и Lightroom. Instagram для меня нечто вроде соц. сети с картинками, чем он по сути и является. Есть достаточно интересные инстаграммеры, я бы даже сказала, что сложилось целое отдельное направление - мобильная фотография. И это здорово. Если фотография идет в массы, если есть люди, которые ищут крутой кадр даже на телефон - мы движемся вперед в плане прекрасного. Считаться или не считаться фотографом - дело каждого. Главное - развиваться в этом плане, если уже называешься, а не делать это исключительно ради материальной выгоды.
- Сейчас стало весьма популярным явлением - некие мастер-классы, где фотографы делятся с новичками своими секретами. Есть мнение, что эти тренинги ничему не учат, разве только дорого стоят. Зато, после прохождения подобных тренингов, люди, словно окрыленные, уверены, что непременно что-то да узнали и поняли. Некоторые относятся к таким вещам отрицательно, а ты?
Я отношусь нейтрально. Хорошо обучаются те, кто хочет обучаться. Роль преподавателя в этом важная, но не ключевая. Я сама была на мастер-классах, и сама проводила их даже пару раз - и пришла к выводу, что все равно после каждого занятия нужно идти и самому снимать. Много и упорно, базируясь на услышанном. А преподаватель может в сжатые сроки мастеркласса понятно и толково дать тот материал, к которому он приходил на протяжении нескольких лет. В этом и есть основное преимущество этих мероприятий. Даже будучи опытным фотографом можно почерпнуть какие-то моменты у других. Поэтому я считаю, что это стоит того, чтобы платить. Другое дело - мастер-классы фотографов, которые не собираются делиться знаниями, а просто на протяжении кучи часов рассказывают о том, какие они классные, и в конце раздают стандартные пресеты для обработки, чтобы у всех были одинаковые фото. Вот это, конечно, бред, я бы за такое не платила.
- Ты согласна с фразой Сьюзен Зонтаг: "В последнее время фотография стала почти таким же популярным развлечением, как секс или танцы, - а это значит, что, как всякой массовой формой искусства, большинство людей занимаются ею не в художественных целях"?
Частично согласна, но не вижу в этом ничего плохого. Всегда были как мастера своего дела, так и дилетанты, и любители. Не только в фотографии.
- Не замечала, случаются конфликты между фотографами на какой-либо почве, недопонимания?
Случаются, но я стараюсь не очень вмешиваться, или посвящать себя в такие вещи. У меня есть более интересные занятия, чем сидеть в комментариях и обсуждать чужие ошибки, или выискивать кто у меня стащил "идею". Следует помнить, что практически все, что можно снять, уже когда-то кто-то снял. Да, некоторым не помешало бы чувство такта и достоинства, вместо того чтобы выбрасывать в сеть кучу разборок, переписок и взаимных оскорблений.
- Хорошо, последний вопрос: какой твой любимый цвет?
Все!
Дамир БИКЧУРИН
Фото: Роксана Лесс
Tags: Цифровое искусство