1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Детство – коллективная травма или общее воспоминание?

Дата: . Опубликовано в Визуальный салон

childhood 8

В центре современной культуры «Смена» 22 июня открылась выставка «Школьные годы». Данный проект, принадлежащий нижегородским художникам команды «ТОЙ», был сделан специально для казанского ЦСК. 

«В основе художественной стратегии команды «ТОЙ» лежит бытописание. Социальная действительность изображается неприкрашенной, но и без острой проблематизации. От проекта к проекту художники «втягивают» на территорию искусства части современной народной культуры, шутки и жаргонизмы, понятия и нормы поведения, традиции и фольклор. Все проекты «ТОЙ» обращаются к публичным пространствам: от создаваемого на улицах стрит-арта до студийных вещей, так или иначе связанных с социальными действиями», – рассказала перед открытием проекта Алиса Савицкая – куратор выставки «Школьные годы».

Формально искусство команды «ТОЙ» относится к граффити-культуре. Художники Егор и Сева постоянно работают на улице, ретранслируют уличную эстетику на самых разных поверхностях своего города и действуют под псевдонимом, который систематически воспроизводят в своих произведениях.

Так, художники много работают с надписями, выражениями, жаргонизмами. Живопись, графика и объекты, создаваемые ими и в мастерской, и на улице, как правило, строятся на принципе «буквального иллюстрирования». Даже в «чисто» визуальных работах ими предполагается наличие текста.

В граффити-субкультуре слово «той» означает неумелого райтера (граффити-художника), с которым отожествляют себя члены команды, намеренно использующие «детский», непрофессиональный стиль рисования.

Этот стиль ярко демонстрируют и студийные работы художников, в том числе, выставка «Школьные годы».

«Школьные годы» – это серия из 24 холстов, которые представляют сюжеты детской жизни, одинаково близкие людям разных поколений.

childhood 2

«Темой проекта является детство. Для многих данная тема может показаться ностальгической, но эффект ностальгии по «Школьным годам» не является для райтеров самоцелью», – объяснила Алиса Савицкая.

childhood 3

В работах художников можно встретить знакомые детские «прикольчики». Причем их воспоминания о смешном универсальны, как и сами детские шутки, не меняющиеся на протяжении многих десятилетий.

childhood 9

«Что такое детство? Коллективная травма или общее воспоминание. Одинаковый для всех нонконформизм детского поведения, с возрастом превращающийся в конформное следование устоявшимся моделям социального поведения, или время взрослых свобод без взрослых ответственностей?» – таким открытым вопросом завершила свое ознакомительное выступление Алиса Савицкая, дав зрителям возможность самим поразмышлять на эту тему во время просмотра представленных на выставке работ.

Айсылу НУРГАЛИЕВА

Фото автора


 childhood 1

childhood 4

childhood 6

childhood 7