1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Сетевой вандализм в музыке

Дата: . Опубликовано в Тема

Во время прослушивания композиции «Моцарт – мелодия ангелов», мне и в голову не приходило, что музыку на самом деле написал корейский пианист Yiruma...

Почему и как такая "подмена" происходит в сети? Что думают люди, неравнодушные к этой проблеме?
Беседу со мной будет вести Марина Гелемент, музыковед, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин. Научной работой Марина занималась в Академии музыки в Минске, там же закончила магистратуру и получила звание магистра искусствознания.
Марина - организатор и идеолог группы ВКонтакте «Клуб защиты музыки от неверных названий», с численностью более чем 20к (тыс.пользв), исследованием и распознаванием музыкальных композиций занимается 5 лет, основоположник этого движения.

1NVcJrEJy28

- Когда появилась группа, в каком году и что побудило Вас и вашу команду?
- Нас можно поздравить с маленьким юбилеем. 7 апреля нам исполнилось 5 лет (группа появилась в 2010г.). А появился клуб, я бы даже сказала, случайно. Один мой знакомый, зная, что я музыковед по образованию, спросил меня, почему одно и то же произведение имеет два названия: Secret Garden - Song From A Secret Garden и Моцарт - Ближе к мечте. Пришлось объяснять, что эту композицию написал не Моцарт, а Rolf Lovland, солист группы Secret Garden. Пока искала информацию о Secret Garden, наткнулась ещё на парочку "неверностей" и поняла, что в Интернете их очень много. Меня просто задело то, что люди даже не задумываются, что слушают. Хотелось каждому обладателю подобной записи с неверным названием написать и рассказать правду. Поэтому и пришлось создавать группу и писать по 20 сообщений в день, чтобы люди переименовали название. Некоторые благодарили, другие игнорировали, а некоторые даже ругались. Но я тогда верила, что делаю святое дело: чищу Интернет во имя классической музыки. Потом появились люди, которые готовы были мне помочь. Это мои модераторы, которые следят, чтобы не было спама, организатор концертов в Московской консерватории, который приглашает людей на концерты классической музыки и просто люди с разных стран, которые распознают музыку на добровольных началах. Получился такой интернациональный проект.
- На Ваш взгляд, почему распространение таких "лжекомпозиций" стало популярным, кто-то намеренно этим промышляет или все сводится к банальному незнанию или даже нежеланию установить действительных авторов? Можно ли спрогнозировать дальнейшую судьбу этого явления: сойдет оно на нет или мы уже никогда не избавимся от подобной фальсификации и очернения музыкальных произведений?
- Когда-то я даже устраивала опрос по поводу происхождения "лженазваний". Большая часть участников ответили, что всё дело в музыкальной неграмотности. В принципе, так оно и есть, поскольку в общеобразовательной школе, даже если в программу входит изучение классических произведений, то их не изучают, а занимаются вместо этого, пением. Да что там говорить, я помню, как наша учительница музыки в школе пыталась нам включить Бетховена, так его никто не слушал, все занимались своими делами. А сейчас, не знаю, как в России, а в Беларуси вообще исчез предмет "Музыка и пение" и это очень печально.
Какой-то процент пользователей просто бездумно добавляет себе композицию, и им всё равно кто это написал, "главное - красиво звучит" (это мне так отвечали те, кто не хотел переименовывать треки). Может, кому-то выгодно это делать, поскольку подобных лженазваний множество. Это может быть связано с авторским правом, а может причина более глобальная: понизить культуру пользователей Рунета. За пять лет я общалась на эту тему со многими людьми, но так и не выяснила точную причину этого явления.
"Вырезать" полностью неверные названия мы не сможем, поскольку существуют и будут существовать множество безразличных людей. Зато мы смогли создать сильную информационную базу, в которой люди заинтересованные смогут найти верное название композиции. И поисковики нам здорово помогают в этом деле: направляют людей к нам.
- За 5 лет был замечен прогресс или регресс в плане появления новых "лжетреков", или ваша команда прошлась практически по всем известным фальсификациям?
- К сожалению, появляется всё больше и больше композиций с неверными названиями. Тот же Song From A Secret Garden насчитывает уже 71 неверное название. Иногда проскальзывают и случайные "лженазвания". Это когда у композиции только одно неверное название. Такие треки я включаю в список ожидания и проверяю через какое-то время несколько раз. Чаще всего они исчезают. Ну а если этого не произошло, то приходится писать новое разоблачение
- К этому дню вы набрали внушительную массу пользователей, неравнодушных к данной проблеме. Практически каждый день появляются желающие, которым необходима помощь в установлении оригинального исполнителя. Вы не ожидали, что группа так разрастется и на этом поприще Вы не встретите конкурентов, желающих отбить аудиторию Вашей группы? Были какие-либо трудности на протяжении всего времени развития вашего движения: личные или командные?
- Конечно же, я даже не предполагала, что за пять лет в клуб вступит более 20 000 человек, учитывая то, что я ничего не делала для этого. Сработали "сарафанное радио" и, конечно же, поисковики. Люди к нам приходят и сами решают, оставаться с нами или нет. В Интернете существует ряд статей других авторов на тему "неверных названий", но я наоборот приветствую их, поскольку моя цель в том, чтобы люди знали истину. Есть даже ряд групп, созданных под вдохновением моей, но они преследуют другие цели. Так что конкурентов у нас действительно нет.
Один раз мне даже предложили продать группу за высокую цену. Я отказалась, поскольку группа для меня - это, прежде всего, хобби, в которое я вложила немало сил. Это как книга, которую я пишу до сих пор, и я не представляю, что кто-то будет что-то в ней менять.
Конечно же, трудности были и есть, но не с командой, ведь модераторы у меня замечательные. Когда группа набрала определённое количество человек, я решила создать сайт на эту тему, где быстро и просто в таблице можно будет найти верное название. Поскольку этот проект некоммерческий, сначала сайт был создан на платформе юкоз, но реклама (часто непристойного характера) меня вынудила перейти на платный хостинг. Так появился сайт nebach.ru, на который пришлось вручную переносить таблицы с юкоза. Сейчас там совсем немного посетителей, даже меньше, чем было на юкозе. Идей для развития сайта очень много, а времени на это мало. Так как я всё это делаю в одиночку, получается очень медленно, ведь то, что обновляется в группе, надо переносить на сайт. Написание статей тоже требует много времени, поэтому сайт пока находится в повисшем состоянии. И это основная трудность. Но я пока не намерена останавливаться. Пусть маленькими шажками, но я постараюсь воплотить все свои идеи.
- Очень хорошо, а каким вы видите будущее Вашей группы? Может быть, подключить инвесторов, иные ресурсы и расширяться, не считая сайта? Потенциал несомненен, в отличие от многих других групп - Вы помогаете людям. 
- Конечно же, если бы люди мне не писали и не благодарили за то, что я делаю, наверное, я давно уже бросила бы это дело. Пока я не ставлю перед собой глобальных задач. Первоначально это был некоммерческий проект и пока я намерена оставить его таковым. Наша главная функция - просвещение людей в области музыки. Выполняется. И для меня это самое главное. Конечно же, есть и новые идеи... например, в рамках клуба сделать интересный курс лекций на тему классической музыки. Но на это тоже надо время. Для того, чтобы привлечь инвесторов, нужно мыслить совсем в другой области. Надо придумать такой продукт, чтобы он продавался, а классическая музыка — это не та сфера, на которой у нас можно заработать, к сожалению.
- Да, согласен, классическая музыка - это не место для коммерции, этим она только и притягивает людей, чьи намерения чисты и искренни.
Марина - вы замечательный человек, и ваша команда занимается важным и интересным делом, я и сам неравнодушен к проблеме, которую мы обсуждали, поскольку учился в муз.школе и занимаюсь музыкой. Мне было приятно взять у Вас интервью, узнать Ваше мнение и самое главное - знать, что есть люди, которым не все равно. Спасибо, что уделили мне пару дней! Всего наилучшего
!

Рината Хузяхметова (13.3-303), Дамир Бикчурин (13.3-200).