Казанские Университеты: о выставке, посвященной Максиму Горькому
В музее А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина представлена очень интересная коллекция, связанная с жизнью Максима Горького. Что таит в себе музей, каким образом исследование его экспонатов поможет лучше узнать о судьбе писателя?
В подвале пекарни Горький проработал чуть больше года, всё-таки условия жизни и работы здесь были весьма тяжёлые, особенно, если мы с вами знаем начало пути Алексея Пешкова в Казани. Ему было всего 16 лет, всё, что у него тогда было – это мечта. Стать студентом Казанского Университета, когда он работал в пекарне, ему было 19 лет. Мечта его не сбудется никогда. Низкое образование и низкое происхождение, единственный путь для него это самообразование, потому что социального лифта для него не было. Чем он занимался – физическим трудом, в пекарне, на заводах, грузчиком, у него не было самого главного – свободы выбора. Путь тернистый, но и весь путь Горького такой.
Действительно ситуация Алексея – полная безнадёжность, и тут последний удар – известие о смерти его единственного близкого человека, бабушки Акулины Ивановны Кашининой, после этого в жизни его не держит больше ничего и он приходит к мысли о самоубийстве. И 12 декабря 1887 года он выстрелил себе в сердце, но уже здесь чувствуется будущий писатель – он оставил предсмертную записку. Казалось бы, Алексей всё продумал тщательно – купил пистолет на чёрном рынке, изучал строение человека, чтобы в сердце не промахнуться, но, всё пошло не по плану – в сердце он не попал, видимо рука дрогнула, лишь лёгкое было прострелено. Выстрел услышал сторож Фёдоровского монастыря Мустафа Юнусов, который запряг его в телегу и отвёз в земскую больницу. Здесь указан скорбный лист, ныне так называют больничные листы, и здесь указана история болезни. Пуля прошла не навылет, её пришлось вырезать, не случайно в будущем Горький был подвержен туберкулёзу, это последствия попытки самоубийства. Этот поступок имел и другую реакцию – его отлучили от церкви на семь лет, об этом говорит судебный протокол Казанской духовной консистории, на второй странице этого документа процитирована предсмертная записка, то есть фактически это его первое литературное произведение. «Останки мои прошу взрезать, и посмотреть, какой чёрт сидел во мне в последнее время». Таким образом, можно заметить, насколько тяжёлые были условия его жизни в Казани. «Физически я родился в Нижнем Новгороде, а духовно в Казани, Казань – любимейший из моих университетов».
Из Казани он уезжает в девятнадцатилетнем возрасте, отправляется в так называемое странствование по Руси, за четыре года он успевает посетить города Поволжья, также побывал в своём родном Нижнем Новгороде, был на Юге России и на Кавказе. Работал Горький где придётся: и на железной дороге, снова грузчиком, даже на Каспийском промысле успел поработать, но важно другое, что желание писать – превращается в цель, и он начинает по этому пути двигаться, он начинает свой путь с простых шагов, как журналист – небольшие статьи, очерки, заметки, фельетоны, а затем и произведения. В экспозиции музея представлена его первая публикация, в газете «Кавказ», в Тифлисе выходит его рассказ Макар Чудра, здесь же и появляется псевдоним Максим Горький. Судьба его была максимально горькой, а Максим – это память о рано умершем отце. Вот так начинается его путь, он начинает работать и сотрудничать с региональными газетами и журналами – это и «Волжский Вестник», «Нижегородский листок», «Новости Одессы», причём со многими из них он сотрудничал параллельно, в этом плане работоспособность у Горького была уникальной, даже для многих его современников. Уже в конце девятнадцатого века выходит двухтомное издание его очерков и рассказов, после этого о нём заговорили, как о новой восходящей литературной звезде, взлёт получился стремительным. В коллекции музея представлена карикатура «Максим Горький – самый модный беллетрист». Почему модный? – Потому что Горького можно не читать на самом деле, но вот не знать Горького, не слышать о нём – это было невозможно. Уже вначале двадцатого века Горький законодатель всех модных тенденций, потому что подражают ему во всём – и как он одевается, и как он ведёт себя на публике, даже как он говорит, и это тоже начинают копировать. Что касается его личной жизни, то работая в Самаре, он знакомится с корректором Екатериной Волжиной, девушкой, которая была моложе его на семь лет, и так зародилась эта любовь. Екатерина Павловна станет Пешковой, хотя женщин в его жизни будет ещё немало.
В музее стоит письменный стол с последней резиденции, с дачи Максима Горького, а на самом столе все предметы, которыми Писатель пользовался. На стене изображён портрет писателя, изображённый Софьей Урановой и Надеждой Пешковой – это невестка Максима Горького, она была художницей.
Внимание Советского периода Горького представлено в экспозиции на стене, начинающейся с фотографии, на которой они представлены вместе Лениным. Горький становится защитником русской культуры и интеллигенции, казалось бы, он всё начало двадцатого века боролся против интеллигенции, а тут он начинает её защищать, а всё потому что он понимает – это оплот культуры, которую уничтожают, а без культуры построить общество нельзя. Последние годы жизни он проводил за границей, в Италии. Заключительный тяжёлый удар в жизни Горького – это смерть сына Максима. Несмотря на то, что у его сына уже была своя семья, дети, потеря была тяжёлая – он был ближайшим помощником отца, переводчиком, корректором. Сын – это та правая рука, без которой Горький существовать не мог. 18 июня 1936 года Горький умирает, по официальной версии от воспаления лёгких, хотя в наше время называют разные причины. Через два года власти заявили – Горького убили враги народа. В конце жизни самые близкие люди, которые были рядом – это Екатерина Павловна и сын Максим.
Руслан ПЕТРОВ