«Казань на изломе эпох: 1910-1930-е в фотографиях и газетах»
5 июня в лектории галерее современного искусства ГМИИ РТ прошла лекция, посвящённая Казани, запечатлённой фотографами эпохи лихолетья. Лектор Яна Кириллова погрузила слушателей в путешествие по старой Казани.
История фотографии Казани начинается в тысяча восемьсот сорок пятом году, когда был сделан первый дагерротип. Один из первых снимков это здание театра, точная датировка неизвестна – приблизительно тысяча восемьсот пятидесятые годы.
Чтобы глубже понять историю Казани, надо обратиться к учёту населения. В тысяча восьмисотом году в городе проживало всего сорок тысяч человек. Немного по современным меркам, но для той эпохи это немало. В первые годы падения крепостного права население городов в Российской Империи активно росло. Поэтому к тысяча восемьсот девяносто седьмому году население составляло уже сто сорок тысяч человек. Также город растёт за счёт агломерации, в состав города входят близлежащие сёла, образуются новые слободы. В тысяча девятьсот двадцатом году Казань занимает десятое место по численности населения во всём государстве. Русское население проживало преимущественно в центре города.
В начале девятнадцатого века в связи с промышленной революцией город начинает развиваться технически, и появляется первый общественный транспорт. Так называемый омнибус. Арнольд Иванович Бреннинг запечатлел конный трамвай, состоящий из трёх вагонов. В тысяча девятьсот двадцать первом году трамвайное сообщение приостанавливается, и в тысяча девятьсот двадцать шестом году запускают автобусы. А на фотографиях двадцатых годов можно увидеть уже трамваи Рижского производства. На фотографии изображена бывшая Рыбнорядская площадь, а ныне торговый центр «Кольцо». Также интересны для рассмотрения фотографии Владимира Лукича Лаптева, он фотографировал Казань с тысяча девятьсот двадцатых годов. На его фотографии можно увидеть пейзаж улицы Толстого, вид которой мало чем отличается в наше время. Из Казани существовало и пароходное сообщение. Можно было добраться до Свияжска, Чистополя, Челнов, Вятки. Судна из Казани ходили практически по всей Волге. Можно было посетить Астрахань, Нижний Новгород, Рыбинск. На фотографии изображён Адмиралтейский порт. Лаптев очень любил всё, что связано с водной стихией.
Важнейшая часть облика города – это архитектура. В Казани начала двадцатого века сформировалось два центра, которые задают тон всем прочим строениям и общественным местам. Это Имперская, и Татаро-мусульманская сторона. Для русской части города характерны фасады неогреческого стиля, ренессанса. Характерные строения этой части города, формирующие её архитектурный стиль – Казанский Кремль, Александровский Пассаж, Воскресенский собор, особняк Сандецкого, здание Театра, дом Ушковой и т.д. А у второго центра, который находится между левым берегом Кабана и Волгой, формировался уникальный ансамбль национальной восточной культуры, доминаты этой части города – мечеть Марджани, Апанаевская мечеть и прочие известные Казанцам сооружения.
После тысяча девятьсот семнадцатого года Казань становится объектом масштабных изменений. Менялись названия улиц, районов и Советская власть занимается ликвидацией памятников архитектуры, имеющих, в основном, религиозное и политическое значение. Так демонтировали памятник Александру Второму, а памятник Державину переплавили на запчасти для трамваев. Уничтожили Спасо-Преображенский, Никольский соборы, а также Воскресенский собор, разобранный в тысяча девятьсот тридцатом году, на фундаменте которого был построен новый корпус химического факультета Казанского университета.
На переломе эпох, период которого и запечатлён на фотографиях, товары и услуги становятся доступны массовому потребителю. В Казани было немало мест, чтобы приобрести всё необходимое, например Александровский Пассаж, но по большей части торговали на рынках, торговых рядах, в лавках. На Большой Проломной располагались кондитерская, писчебумажный магазин, где, между прочим, можно было приобрести и необходимые фотографу приспособления. Несмотря на изобилие товаров в Казани, торговая жизнь города не устояла перед кризисом, порождённым Первой Мировой войной. Возник дефицит продуктов, и на фотографии можно увидеть огромную очередь за сахаром на Большой Проломной улице. Причиной этому стало падение производства сахара, спекуляция на рынке привела к увеличению цен от производителей, и, в этой ситуации правительству пришлось организовать закупку сахара из-за рубежа.
В тридцатые годы дефицит товаров был ликвидирован, и торговля стала более свободной. На фотографии тех лет это отражено на примере мешочников, то есть частных мелких торговцев. А еду Казанцы могли купить на «обжорках», рынках со всякой снедью, где было очень грязно, и отвратительно пахло, но за небольшие деньги можно было приобрести пищу.
Неотъемлемой частью жизни города является отдых, досуг, и, конечно, праздники. В начале становления Советской власти изменился календарь праздников, где были убраны все события, ассоциирующиеся с Имперской властью. Воскресенье перестало быть выходным днём, чтобы богомольные граждане не смогли посещать церковные службы. Вводились новые красные даты, способствующие пропаганде Советского диктата.
На следующей фотографии можно увидеть проезд кортежей возле Александровского Пассажа в честь праздника Белого цветка, который был создан в Швеции, в целях сбора пожертвований на борьбу с туберкулёзом. В заметках «Казанской хроники», призывалось опоздавших на заседание штрафовать в пользу «Белого цветка», имели место и случаи мошенничества, когда взамен белого цветка люди давали бумажку, обёрнутую в серебряный фантик. Говоря о смене образа города, менялись и названия улиц. В тысяча девятьсот тридцатые Большая Проломная была переименована в Баумана, Спасская в Чернышевского. Поэтому когда просматриваешь фотографии, приходится сравнивать с периодической печатью.
Общественная жизнь Казани значительно меняется в тридцатые годы. Массовые народные гуляния вместо дворянских Балов, использование театра и кино как местной пропаганды, спорт и физкультура вместо кулачных боёв, которые были популярны среди малообеспеченного населения. Появляются парки Культуры. В тысяча девятьсот тридцать седьмом году Арнольд Иванович Бреннинг был репрессирован и расстрелян; Лаптев был арестован и отправлен в ссылку.
После тысяча девятьсот семнадцатого года, город пытается перестроиться на новый лад, его культура становится более массовой. Хотя и с большими усилиями прививалась Советская культура, но эта новая культура, архитектура в том числе – это всё воспитывало нового Советского человека, который работает для коллектива.
Руслан ПЕТРОВ