С гаджетом в руке и без родителя рядом: почему поколение альфа – зеркало нас самих
27 мая в 17:00 на платформе Zoom прошла лекция «Альфа-дети: правда или вымысел». В дискуссии приняли участие Дмитрий Кулагин, руководитель центра информатизации образования Калининградского областного института развития образования, и Андрей Афанасьев, писатель, публицист и общественный деятель. Спикеры говорили о том, чем отличается поколение, родившееся после 2010 года, и как на них влияет цифровая среда.
Кто такие альфа-дети - и кто за это отвечает?
Поколение альфа выросло в мире, где интернет, смартфоны и YouTube уже давно стали нормой. Однако, как подчёркивают участники дискуссии, «цифровыми детьми» их делает не возраст, а обстоятельства, созданные взрослыми.
“Говорят - он с телефоном родился. Нет, это вы, родители, дали ему телефон, когда ему было два года. И дали не просто так - а чтобы он помолчал. Почему-то считается, что, если сунуть в маленькую ручонку планшет с игрой, ребёнок успокоится. Вот только он начнет кричать еще больше, если вы это «средство успокоения» заберете. Отсюда вопрос – зачем тогда вообще давать гаджет ребенку? Временно отвлечь от плача, а потом снова его вызвать?”, - рассуждает Афанасьев.
Спикеры подчёркивают: гаджет - далеко не нейтральный предмет. Это мощный инструмент, который формирует поведение и когнитивные особенности, особенно в младшем возрасте, когда психика только складывается. Если в это уязвимое для ментального фона время ребенок часто смотрит видео, развлекается играми, последствия могут быть негативными, - считают Андрей и Дмитрий.
Смартфон как родитель?
Один из ключевых тезисов встречи: гаджет для ребёнка становится новой фигурой родителя - источником успокоения, информации, общения и даже привязанности. Дмитрий Кулагин выразил мнение, что, когда родитель каждый раз при стрессе протягивает ребёнку экран, он приучает его, что только так можно справляться с тревогой. Однако едва ли смартфон способен утешить, поддержать или обнять. В таких условиях у ребёнка формируется другая картина мира - быстрая, фрагментированная, клиповая, а вот способность к длительной концентрации и живому диалогу - под большим вопросом.
“Клиповое мышление” - миф или норма?
Участники дискуссии обсудили и популярное в наши дни понятие “клиповое мышление”, которое по большей части касается поколения альфа. По их мнению, это не просто модная формулировка, а реальный сдвиг в восприятии информации. Альфа-дети не столько хуже воспринимают текст, сколько не успевают в него “погрузиться” -видео, реакции, сторис формируют привычку к коротким импульсам.
Но проблема состоит еще и в том, что многие взрослые тоже уже живут в клиповой реальности, и это делает диалог с детьми ещё сложнее.
“Ты хочешь, чтобы он читал книжки, но сам весь вечер в TikTok. Как ты объяснишь ему, что текст важен?” - спрашивает Афанасьев.
Не цифровое поколение, а недообъяснённое
Вместо ярлыков вроде “особенные”, “новые”, “рожденные с гаджетом в руке” участники дискуссии предлагают другое слово - недообъяснённые. Это поколение, о котором пока просто слишком мало знаем и слишком поверхностно говорим.
В конце встречи участники предложили задуматься не о детях, а о себе. Что мы транслируем, как взрослые? Какое пространство создаём для общения? Умеем ли быть “офлайн”, когда это действительно нужно? Поэтому «Кто такие альфа-дети» - это ещё и вопрос: «а кто такие мы сами?»
Милана АБДУЛГАЗИЗОВА