Как мода подражает животным: на книжном фестивале в Казани прошла лекция о зооморфизме
Что общего у викторианской дамы в меховой накидке и пантерой на недавнем показе Александра Маккуина? Как так получилось, что Дарвин вложил в моду больше, чем Коко Шанель? Почему мы все больше выбираем походить на животных, и как мода, вдохновленная дикой природой, на самом деле помогает приручить наши страхи и желания? На лекции в рамках летнего книжного фестиваля “Смена” культуролог Ксения Гусарова рассказала, как наш стиль, подражающий диким зверям, отражает наше животное и человеческое начало на протяжении двух веков до сегодняшних дней. Лектор обсудила с слушателями тему того, как животный стиль стал не просто трендом, а нервом эпохи, и представила свою книгу “Зооморфизм и границы человеческого”.
По словам самого автора, книга задается вопросом о том, каким образом мода переосмысляет что значит быть человеком, обращаясь к образам животных. Так, спикер приоткрыла завесу тайны и поделилась, что ее книга состоит из трех больших частей. Первая часть посвящена тому, как эволюционная теория Чарльза Дарвина повлияла на моду, вторая - теме жестокости в погоне за зооморфизмом в фэшн-индустрии, а третья - рассматривает то, как подражание животным в моде на самом деле жутко схож с таксидермией. “Мой фокус-визуальная культура, прежде всего мода и ее тексты: образы, карикатуры, костюмы. Через них я пытаюсь прощупать: где проходит граница человеческого?” - призналась культуролог и исследователь визуальных кодов Ксения Гусарова.
Слушатели лекции имели возможность не только познакомиться с книгой поближе, но и увидеть, как сама автор книги Ксения Гусарова объясняет на конкретных карикатурах 19-го века, посредством чего менялся и трансформировался зооморфизм. Так, показывая женщин в нарядах, отделанных перьями фазанов или целыми тушками птиц, на карикатурах 1860-70х годов, культуролог поделилась, что такое желание уподобиться животному миру говорит сразу о нескольких вещах. По словам спикера, такое подражание животным служило и как символ трофея, и продолжением древней практики- надевать на себя шкуру и перья животного, чтобы присвоить его силу или грацию. Кроме того, женщины все чаще в 19 веке начинают восприниматься жестокими. Это обусловлено тем, что женский образ начинает двоиться: то женщины считываются как сочувствующие животным, то - как разрушительницы природы, набрасывающиеся на шляпки, меха и перья. Как все-таки подражание животным в стиле связано с феминизмом? Ксения Гусарова ответила на этот вопрос так: “Если в первой половине века на карикатурах высмеиваются мужчины-модники,подражающие диким животным, то к концу века эту роль берут на себя женщины. Женщина посягает на место мужчины-хищника, примеряя на себя меха и перья”. Именно по этой причине на карикатурах рубежа 19-20 веков женщин изображают либо как опасных животных, либо как глупых. Продолжая тему изменения женского образа благодаря зооморфизму в моде, культуролог привела пример платья с омаром, созданному по эскизу Сальвадора Дали для Скиапарелли. Так, женщина через образ этого платья превращается в объект поедания, где эротика сочетается с едой: корсет как панцирь, петрушка как гарнир и вилка в прическе, символизирующая желание и голод.
Помимо этого, Ксения Гусарова рассказала слушателям и о том, как не только животные использовались для моды, но и насекомые. Особенно на писке моды были ювелирные украшения с инкрустированными живыми и мертвыми насекомыми. “Древесные жуки, которые по природе могут долгое время находиться без воды и еды, украшаются драгоценными камнями и прикрепляются на цепочке к платью или кольцу - чуть ли не самая модная традиция. В то время эти жуки могут ползать по телу и тем самым красиво играть на свету этими камнями” - поделилась культуролог. Так, зооморфизм в моде, по словам спикера, эксплуатирует животное как символ, чтобы сообщить что-то о власти, гендере и сексуальности.
Завершая лекцию, Ксения Гусарова подчеркнула, что зооморфизм в моде — это не просто эстетика подражания животным, но и зеркало культурных страхов, желаний и амбиций. Через меха, перья, панцири и хитин мы примеряем на себя образы, которые помогают нам осмыслить собственную уязвимость, агрессию, сексуальность и силу
Летний книжный фестиваль “Смена” ещё раз напомнил, что мода — это не только про внешний вид, но и про то, какие истории мы рассказываем о себе миру — иногда с помощью шляп с цаплями, колье со скарабеями или платьев с омарами.
Сабина АБЗЯППАРОВА