«Модерн не заканчивается»: философ Александр Михайловский о циклах технической цивилизации
В Казани 14–15 июня центр современной культуры «Смена» и Национальная библиотека РТ организовали восьмой Летний книжный фестиваль. В рамках образовательной программы выступил философ, переводчик и доцент НИУ ВШЭ Александр Михайловский с лекцией «Социокультурные циклы технического модерна». Мы послушали, о чём говорил исследователь, и попытались разобраться в непростой, но важной теме.
— Я начинал как переводчик немецких философов — Юнгера, Хайдеггера, Фраера. Темой, которая их объединяла, была техника. А точнее, её влияние на культуру и общество, — так начинает Александр Михайловский, представляя публике результат своей научной работы, вылившийся в книгу «Маятник модерна».
(Фото 1)
Исследование философа строится на анализе дискурса о технике в немецкой интеллектуальной традиции, который он предлагает осмыслить как динамическую модель социокультурных циклов. Его главная идея — в том, что технический модерн не укладывается в простую историческую хронологию: он возвращается, видоизменяется, «колышется», как маятник.
— Модерн переводится на русский словом «современность». И в этом смысле это то время, в котором мы живём. Мы не можем сказать, что он закончился — потому что мы всё ещё в нём находимся, — поясняет лектор, добавив, что для него модерн — это не просто историческая фаза. Это опыт ускорения. Это режим времени, в котором технический прогресс постоянно обесценивает предыдущий опыт.
Ключевым здесь становится ощущение быстротечности и нестабильности, вызванное технологическим ускорением. Человек осваивает одно новшество — и тут же оказывается на пороге следующего.
— Техника вступает в конфликты с природой и культурой, но при этом всегда остается двигателем цивилизации, — рассказывает Александр Михайловский.
Философ предлагает рассматривать технику не только как инструмент, но и как социальный агент, диктующий ритмы, в которые встраивается вся культура. Это вызывает периодические социокультурные кризисы — и каждый такой кризис порождает новый виток замедления, осмысления, попыток вернуться к «человеческому масштабу».
(Фото 2)
— Мы понимаем, что скорость лишает нас визуальных впечатлений, потока ощущений, которые раньше сопровождали путешествие. И вот тогда человек начинает скучать по романам вроде «Убийства в Восточном экспрессе», — поясняет он.
На основе анализа немецкой философии техники Михайловский выделяет две базовые парадигмы:
1. Парадигма ускорения — прогресс, движение вперёд, освоение нового.
2. Парадигма замедления — попытка сохранить глубину, переживание, смысл.
Эти парадигмы не уничтожают друг друга, а сменяют друг друга циклически, напоминая «маятник», качающийся между крайностями.
Альбина ХАСАНШИНА
Фото: Центр современной культуры «Смена» [Даниил Шведов]