1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

История не о гении — история о выживании рядом с ним: о чем фильм «Кандинский и его муза»

Дата: . Опубликовано в Тема

«Кандинский и его муза» — фильм не столько о модернистском абстракционизме, сколько о динамике двух человеческих душ, особенно сильной и хрупкой. Зритель погружается в мир противоречивых взаимоотношений великого художника Кандинского и удивительно сильной женщины — Габриэль Мюнтер. История, рассказанная камерным киноязыком, не стремится восхвалять Кандинского, а, наоборот, раскроет его сторону эмоциональной зависимости. При этом главная героиня предстает не просто музой, а живой, смелой личностью, чьи чувства и эмоции становятся центром фильма.

(Фото 1)

Герои на фоне холста: кто творит? Он или она?

В фильме показан не биографический портрет Василия Кандинского, а скорее портрет отношений: роман, который движется через жизнь двух духом близких, но по сути разных людей. Габриэль Мюнтер харизматична, обаятельна, талантлива, но история строится вокруг ее жертвенной преданности. Она слушается, следует, берёт на себя социальный груз художника. А он — импульсивный, эгоцентричный, эмоциональный, все внимание его сконцентрировано на себе и собственном творчестве.

Режиссёр Маркус Розенмюллер ставит вопрос: каким был бы Кандинский без Габриэль? Без этой «музы», которая не просто вдохновляла, а жила ради него. Сцены, в которых героиня могла кричать, злиться, плакать, наконец-то показывают зрителю живую настояющую женщину. Однако поступки госпожи Мюнтер вызывают вопросы: зачем столько самоотречения? Я воспринимаю это как историческую документальность, но, думаю, режиссер подает это не как данность — он показывает, что за романом скрывается ревность, страх потери, взаимная зависимость.

(Фото 2) 

Сценарий концентрируется не на картинах, а на чувствах. Он же переводит кинематографический фокус на внутреннее состояние героини.

Монологи — короткие, проницательные, почти исповедальные, диалоги, в свою очередь, резкие, редкие, как внезапные вспышки света.

Цветовая палитра меняется по ходу действия: в начале — холодные приглушенные оттенки, отражающие взаимное недопонимание; ближе к кульминации — теплые золотистые и охристые тона, символизирующие эмоциональный подъем и творческий пыл; в финале — снова кислая сине-серая гамма, она знаменуют разрыв и боль.

Этот цветовой прием, на самом деле, один из моих любимых. Причем в фильмах про искусство его часто можно встретить, например, в «Обнаженной музе Пьера Боннара» прослеживается этот же ход. Изменение цветовой палитры заставляет буквально видеть чувства героев — словно Кандинский использовал цвет не только в живописи, но и в кадре. Режиссёр и оператор выстраивают цветную драматургию так, что каждое изменение тона — это отражение внутренних переживаний героев.

Этот цветовой маятник соответствует биографическим мотивам Кандинского, который сам считал, что цвет — носитель эмоции и смысла.

(Фото 3)

История двух сил: одна поглощает, другая вырывается

Габриэль Мюнтер — талантливая художница, умная и волевая. В начале фильма — самостоятельная, активная, возбужденная перспективами совместной жизни. Наблюдая за ее внутренними метаморфозами, мы видим, как она отдает часть себя ради любви и мучительно платит за это.

Последний акт, когда она открыто выражает свое раздражение, усталость и отпускает художника, наконец превращает ее из «музы» в человека, наделенного собственной силой.

Василий Кандинский — не просто гений, он поглощен идеями и эмоциями, не замечая, как отодвигает Габриэль на второй план. Он долго время «издевался» над ней: пустые обещания, все решения были за ним, отдельной жизни госпожи Мюнтер не было — она у них общая, это жизнь великого русского художника. Я ощущала недоумение: зачем такой человек, который «берет все» и ничего не отдает? Именно этой неоднозначностью персонажа режиссер намеренно подчеркивает: мы видим не только монументального гения, но и истеричного человека — отсюда производится трагедия укрепленного авторитетом Кандинского. Эмоциональные вспышки, драматический характер, уверенность в собственном кредо художника — всё это превращает его образ в довольно сложный и отталкивающий. Герой здесь не популярен, и именно это делает фильм провокационным.

(Фото 4)

Если вы устали от традиционных биографий и хотите увидеть мужчин и женщин сквозь призму их чувств и противоречий — этот фильм для вас. Он не даст простого ответа, но оставит ощущение горечи и силы.

«Кандинский и его муза» — не просто исторический фильм, а глубокое психологическое исследование взаимоотношений. Это не лирика о художнике и его вдохновении, а драматический портрет двух душ, живущих на грани творчества и зависимости. А героиня — сильнее «женского», переживающая боль и выходящая из нее сильной.

Альбина ХАСАНШИНА

Фото: кадры из фильма «Кандинский и его муза»