Мода 2024 — какая она?
28 июня в Казани прошел форум «Система моды 2024+6: предвидение новых сил» от Институт развития индустрии моды Beinopen и BNPL-сервиса «Долями». Какая она, современная мода? Откуда берутся микротренды? И правда ли, что все новое — это давно забытое старое, и насколько давно? Об этом и не только поговорим в нашем новом материале.
Спикер — Максим Муратов — редактор моды журнала Be in open поделился своими ответами на наши вопросы.
Мода в современном мире — это расплывчатое понятие, мы живем в эпоху турбулентности. Сейчас одежда перестала быть просто одеждой, она начала носить за собой смысл, историю, свою идею. Каждый дизайнер одежды хочет не только сделать красиво, а в первую очередь «не как у всех», но не всегда это получается в 2024 году.
В книге «Философия моды» Ларс Свендсен пишет, что «теперь вообще больше не имеет смысла говорить о циклах моды», объясняя это тем, что что-то считается модным, пока оно из моды не выходит, а сейчас цикл настолько быстрый, что не успевает предмет выйти из моды, как он снова становится актуальным.
«Современная мода характеризуется одновременным существованием всех стилей» — множество разных эстетик существуют одновременно в одном большом культурном пространстве.
Цикл стал загнан в слишком узкие рамки после коронавируса, когда пандемия остановила все производства, не было ничего нового, вещи стали крутиться в обороте, не выходя из него. Однако, если сравнивать с XVIII–XIX веками, то современная мода очень разнообразна. Но это совсем не означает, что при сравнении 2017 и 2024 годов, можно сказать, что мода сильно выросла, она, наоборот, стала скучной и повторяющейся.
БОЛЬШОЙ КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПОВОРОТ: Через сколько лет мода возвращается, какой длины цикл в 2024 году?
Исследовательница Молли Райкерс говорит, что циклы трендов сузились до 12 лет, а сами тенденции могут растерять значимость из-за давления алгоритмов соцсетей. То есть время начинает сужаться на глазах, и сейчас мы полностью повторяем 12-летний цикл моды — все что было модно тогда, модно и сейчас. Со временем цикл будет повторяться через 10 лет, потом через 6, и так далее. Мода не будет уходить, одни и те же вещи будут крутиться у нас в гардеробе всегда. А это означает, что у современного человека не будет ничего разнообразного, ничего, что может расшевелить извилины воображения и побудить удивиться новой вещи.
Мода сейчас больше смотрит в прошлое, чем в будущее — возвращается к классике, переосмысливает архивы. Большие бренды не хотят вкладывать деньги в создание и генерацию новых идей, поэтому бренды начали делать что-то скучное и однообразное, то, что уже было.
Что пишет журналист Елена Стафьева о сезоне Fashion Week 2024: «В этом сезоне было несколько замечательных коллекций, но в целом он был так скучен, как мы давно не видели».
В сезоне выделили две самые яркие коллекции начала 2024 года: Гальяно для Margiela и Микеле для Valentino. Было много разнообразных форм, на фоне всего скучного они показали нечто веселое, однако и они работали с историзмом и кодами ностальгии, как на прошлое, так и на свои ранние образы.
ЭСТЕКТИКА vs ЭТИКА
Также современной модой управляет больше не эстетика, а этика. Одежда разрабатывается не столько ради продажи, а сколько для поднятия актуальности общих глобальных проблем. Через моду дизайнеры нередко обращаются к людям для привлечения внимания к чему-то важному, а не просто красивому. Например, к идее о принятии всех тел, что нет идеалов красоты, никто не должен стремиться быть похожими на моделей.
В современном мире все уходят в экологию, но, к сожалению, не потому, что это действительно важно, а потому что это модно. Даже если производство неэкологично, то компания сделает так, чтобы заинтересовать своей якобы экологичностью, потому что это модно.
Другая проблема — современная мода попала в экономический кризис, когда все бренды хотят больше заработать, чем помочь людям. Рассмотрим на примере divercity (с англ. разнообразие). Когда два года назад у брендов открывались отделы по разнообразию тел, которые продвигали идею, что что нет идеалов, то сейчас они уже начинают закрываться. Потому что в нашей ситуации, когда денег не хватает даже у крупных брендов, то лучше сделать все красиво, чтобы люди хотели смотреть, чем обращать внимание на актуальные проблемы в мире.
МИКРОТРЕНДЫ ИЛИ КОРЫ
Парадоксальность моды состоит в том, что одновременно с консерватизмом появляются микротренды —быстрые тренды, которые идут из народа, из социальных сетей.
Микротренды — это конкретный образ, не что-то обширное. Например, барбикор, теннискор. Микротренд — это тег в интернете, который ставят, когда идет полное копирование целого образа.
Так какая же она, мода 2024 года? Подытожим:
— микротренды идут из соцсетей, «снизу» диктуют модную повестку;
— идет уплощение и алгоритмизация культуры;
— микротренды стремятся к уникальному и аутентичному через различные формы презентации и самопрезентации, вопреки логике любой культурной традиции;
— экоориентированность как новая норма на фоне нерешаемых проблем планеты;
— время культуры и моды очень быстро сужается;
— классические устойчивые формы в дизайне, без авангардизма.
Лейла ШАЙГАЛЛЯМОВА
Фото автора