1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Российским театрам не нужны мультимедиа

Дата: . Опубликовано в Тема

teatr

25 мая в Национальной библиотеке РТ в рамках международного фестиваля НУР прошла лекция от спикера Максима Чепухалина, эксперта мультимедийных технологий, который подробно рассказал о связи театра и медиаискусства.

Тема лекции, а также главный вопрос — почему российские театры не используют современные технологии? – открытые, но это безобидная провокация для привлечения внимания гостей и создания интриги. Известно, что технологический прогресс затронул все сферы искусства, и театр не являлся исключением. 

Повествование спикер начал с истоков развития театрального искусства, появления оборудования, которое служило толчком для дальнейшего развития. С большим интересом гости слушали историю о создании первой естественной проекции — камеры обскура, которая позволяла получать оптические изображения. В это время мир изучался посредством наблюдения. Чуть позже, с открытием перспективы, развитием живописи, человек начал осмысливать то, что получал эмпирически. Возникшие позже «Учение о цвете» Гёте, «Концепция совокупного художественного произведения» Вагнера послужили созданием основы современной режиссуры, кино. В XIX веке Мен Де Биран обозначил науку о sense intimate и провел границу между внутренними и внешними впечатлениями, прошло официальное разделение между «чувствовать, думать» и «наблюдать».

Первое театральное представление с использованием кинокартины произошло в первых годах XX века под руководством Виктора Де Котена и режиссёра Жоржа Мельеса, и являлось основополагающим для мирового кинематографа. После него XX век полнился экспериментами, плавно перетекающими в современное искусство. Звучало много имён: Всеволод Мейерхольд, Эрвин Пискатор, Джун Пайк, Франк Кастор, Бертт Нойман и так далее. Каждый внёс личный вклад: усовершенствовал или создал новые композиции, решения, раскрыл больше возможностей для развития искусства.

В том числе Максим представил постановку 2020 года «Лавр» режиссёра Эдуарда Боякова, где сам участвовал в качестве главного видеохудожника.

Представленное многообразие событий, фактов, примеров говорит о том, что мультимедиа расширяет границы для творческого и художественного выражения, что слияние театра и технологий естественный и неизбежный процесс, который запустили прошлые поколения с особым энтузиазмом. Мультимедиа присутствовали в театральном искусстве и активно себя проявляли, и в завершении спикер, наконец, ответил на главный вопрос: «Идеальный спектакль — это актер и один луч света. Почему Российские театры не использую мультимедиа? Потому что не надо. Не нужно использовать технологии ради технологий, нужно очень вдумчиво использовать и цвета, и формы. Картинка должна быть не красивая, картинка должна быть осмысленная. А если мы говорим о мультимедиа дизайне, то тут я учу другому».

Анастасия МАЛИКОВА

Фото автора