Путь от вдохновения к созданию студии визуальных эффектов
26 мая в рамках образовательной программы международного фестиваля медиаискусства НУР супервайзер Айнур Давлетов выступил с темой «Путь одного фрилансера». Он рассказал про свой путь к достижению цели, поделился инсайдами, раскрыл занавес работы супервайзеров.
Айнур Давлетов — супервайзер визуальных эффектов, художник по компьютерной графике и основатель онлайн-студии визуальных эффектов DALINA graphics в Альметьевске, которая принимала участие в постобработке нашумевших фильмов «Сердце пармы» (2022), «Вызов» (2023) и «Летучий корабль» (2024).
История создания студии визуальных эффектов в небольшом городе Альметьевск началась с вдохновляющего разговора с фотографом Фархатом Валеевым. Его рассказ о друге, моделирующего самолёт для фильма Фёдора Бондарчука, зажег в Айнуре искру идеи.
Осознавая отсутствие у себя навыков в визуальных эффектах, он разработал план, предполагающий ежедневную 12-часовую практику в течение 2,5 лет. Параллельно с этим он принял решение наладить связи со специалистами и продюсерами в данной сфере.
Айнур составил официальные письма, которые разослал по различным студиям Москвы, Санкт-Петербурга и зарубежья. Звоня в приёмные и уточняя о получении писем, он договаривался о встречах.
Первая встреча состоялась в столичной студии Trehmer Film с Константином Листратовым, имевшим обширный опыт работы в таких фильмах, как «Планета обезьян: Восстание» и «Стражи Галактики». Его знания стали основой для стандартов, принятых в будущей студии.
Далее были встречи с супервайзерами фильмов «Мстители», «Мир Юрского периода» и «Вино». После этого Айнур понял, что ему нужно полностью менять все в своей студии. Опыт зарубежных коллег оказался очень ценным для него, так как в России визуальные эффекты стали активно применяться лишь в последние 5–7 лет.
Были также встречи с питерской студией ALGOUS, создавшей эффекты для фильмов «Повелитель ветра» и «Вызов», где лектор перенял знания о техниках супервайзинга и используемом оборудовании.
Значимым событием стала встреча с директором «Союзмультфильма» Борисом Машковцевым, у которого Айнур узнал принципы быстрой и качественной анимации, соответствующие современным стандартам.
Встреча с Тимуром Бекмамбетовым также оказалась весьма продуктивной. В совместной работе над фильмом «Девятаев» Айнур применил полученные знания и перенял подходы к визуальным эффектам.
Лектор подчеркивает, что в сфере визуальных эффектов важнейшими критериями являются профессионализм и умение решать задачи в срок, независимо от уровня образования и опыта.
В его высказываниях отмечается необходимость соблюдения баланса между профессиональными качествами и человеческими отношениями. Соблюдение стандартов, названных автором «бережливым пайтлайном», помогает облегчить работу и избежать дорогостоящих ошибок.
По словам выступающего, визуальные эффекты в России — это небольшое профессиональное сообщество, где все знают друг друга. Здесь важно не только обладать необходимыми навыками, но и быть хорошим человеком для команды. Баланс этих качеств определяет, будут ли вас активно приглашать на проекты и достойно оплачивать работу.
В заключение автор рекомендует всем изучать книги и документацию к используемым программам для ускорения профессионального развития.
Елизавета ЧУПРАКОВА