«Казань — это Мекка русского авангарда»: как прошла лекция о казанском периоде Александра Родченко
В Казани в рамках книжного фестиваля «Смены» 9 июня в летнем доме парка «Черное озеро» прошла лекция о казанском периоде живописца и художника-графика Александра Родченко. Искусствовед Екатерина Лаврентьева рассказала аудитории о том, как прошло детство и юность творца в Казани, что повлияло на молодого Родченко и кто такая для него Варвара Степанова.
Лекция началась с цитаты из письма Александра Родченко Варваре Степановой, в котором присутствуют черты символизма: «В причудливом покрывале, что расшито птицами без названия, на своем черном троне, с диадемой из лун, Он, Король и властитель над царством недоступно зримым, где рады застыли в безгласной благоговейности и, славословя, чинно и величественно расстилают покровы из голубых перьев, не смея взглянуть на его божественный лик…». Екатерина подмечает, что авангард в большей степени своей позаимствовал множество черт у символизма и, грубо говоря, вырос из него, это и будет рассматриваться в лекции.
Далее спикер рассказывает о биографии Александра: в 1911 году Родченко поступает в Казанскую художественную школу вольнослушателем и с этого момента начинается его развитие как художника.
Параллельно биографии художника на слайдах демонстрируются картины Александра, Екатерина ставит акцент на технике исполнения картин и на штрихах, которые художник использует в своих работах.
Чтобы подробней рассмотреть становление авангарда и путь Родченко к нему, спикер приводит примеры тех художников, которые влияли на тогдашнюю молодежь, таких как Врубель, Гоген и Бёрдслей. Рассказывается о том, как образ «непризнанного гения» влияет на художественную молодежь и как это отображается в их работах, особенно подробно разбираются картины молодого Родченко. В пример приводится сравнение автопортрета карандашом Врубеля и автопортрет карандашом Родченко, на обеих картинах одна и та же техника и очень похожие штрихи. Гоген использовал в своих работах при написании лиц зеленые оттенки, что также делал под его влиянием и Родченко.
Помимо художников, на Родченко повлияли и поэты, такие как Маяковский, Бурлюк и Каменский: «Родченко поражен до глубины души их невероятной экзотикой… Ему очень грустно и обидно, что публика шипит и воспринимает все это как пощечину общественному вкусу, а должна воспринимать как уникальный и новаторский эксперимент», — поясняет Екатерина Лаврентьева.
В 1912 году Родченко знакомится с Варварой Степановой, но история их знакомства до сих пор остается тайной. В 1914 году, по окончанию художественной школы, они год находятся в переписке друг с другом из-за расстояния и в этих письмах они создают «нереальное пространство»: Лакированный замок, Варвару он называет Королева Нагуатта, он становится Королем Леандром Огненным. В этих письмах присутствуют черты символизма, которые позже Родченко преобразует для себя в авангард.
В конце лекции Екатерина подводит ее итог примерами того, что именно в Казани влияло на становление Родченко: Казанская художественная школа, окружение, преподавательский состав и, самое яркое, — это приезд Маяковского.
Камилла ДАЯНОВА
Фото автора