Стройка №501, или Мертвая дорога
На севере России, сквозь заснеженные леса и болота, пролегает «Мертвая дорога», которая также известна как «501-я стройка». В 1947 году в обстановке строжайшей секретности было начато строительство Трансполярной магистрали. Идея проекта заключалась в объединении берегов Балтийского, Охотского и Чукотского морей. Впоследствии она превратилась в железную дорогу, соединяющую Чум, Салехард и Игарку. Строительство осуществлялось Главным управлением лагерного железнодорожного строительства, которое входило в систему ГУЛАГа.
Условия для строительства были крайне жесткими: температура опускалась до -50 градусов, местность была заболоченной и бездорожной, а также наводнена гнусом. Несмотря на это, строительство шло в быстром темпе. Основную часть работ выполняли заключенные и ссыльные, вольнонаемные же занимали лишь небольшую часть рабочей силы и в основном руководящие должности. По сохранившимся документам в пиковые периоды количество работников на стройке достигало 120 тысяч человек.
Один из бывших заключенных, который дожил до ста лет в Надыме, сказал, что представление о том, что «дорога построена на костях», — это всего лишь миф. По его словам, конвой практически не следил за заключенными, потому что из-за суровых условий, морозов и непроходимых дорог шансов на побег было ничтожно мало; все стремились попасть на 501-ю стройку, потому что выполнение плана позволяло сократить срок заключения; заключенных кормили и одевали довольно хорошо, ценя их как рабочую силу из-за сложной доставки материалов на объект и необходимости в сжатые сроки завершить строительство.
К концу 1952 года большая часть магистрали была уже построена. Из 911 километров пути 700 км были готовы к использованию. Но вскоре после смерти Сталина правительство приняло решение остановить строительство и позднее ликвидировать проект.
Александр Солженицын называл этот проект «Сталинской Илиадой». Он писал: «В дикой тундре, где никогда не ступала нога человека, заключённые, как муравьи, тащат на себе тысячи брёвен. Они строят причалы, прокладывают рельсы, а паровозы и вагоны катят по тундре, хотя им никогда не суждено отсюда уехать».
Большинство лагерей являются уже полуразрушенными, но есть один полностью сохранившийся дом, оставшийся от строительства 501-й стройки. На бывшей железнодорожной станции Ярудей живет Геннадий Гринев. В те времена он работал егерем, а сейчас он проживает в этом месте со своей женой. Здесь они благоустраивают и ремонтируют территорию. За все время, проведенное со станцией Ярудей, они узнали многое об этом месте, но продолжают удивляться тому, как люди устраивали свою жизнь в этих диких местах.
Тут же создана музейная экспозиция, рассказывающая о трансполярном строительстве.
Это место настоящая находка для любителей погрузиться в историю. Можно с уверенностью сказать, что весь дом представляет собой один сплошной артефакт.
По сохранившимся данным, в поселке когда-то были больницы, школа, скотный двор, в котором держали 28 дойных коров, чтобы кормить детей молочными продуктами. Здесь жили офицеры и вольнонаемные рабочие со своими семьями, всего предположительно около 350 человек.
Лагеря, паровозы, мосты и другое имущество просто брошены в тундре, труд заключенных и вольнонаемных строителей дороги в никуда, затраченные деньги и жизни почти не принесли стране пользы. Но мертвая дорога дожила до тех времен, когда ее ценность осознали. Она является частью нашей истории, неотъемлемой частью.
Ландыш БАШИРОВА
Заглавное фото vk.com/stroika.gulag, остальные фото автора