Управление и делегирование в бизнесе
Что поможет сделать ваш бизнес более комфортным и эффективным? Что поможет сделать ваш бизнес более предсказуемым? Как поддержать бизнес в эпоху перемен? Как поддерживать высокий доход? И наконец, как же оптимизировать все процессы работы ваших сотрудников? На эти и многие другие вопросы ответила бизнес-тренер Валерия Максимова на вебинаре 21 июля 2022 года.
Ведущая начала свое выступление с плана поддержки бизнеса в эпоху перемен. Первое, на чем она акцентировала свое внимание — оцифровка бизнеса. Это первое, что необходимо сделать, если бизнес уже у вас есть или вы только планируете его запустить. Зачем это нужно сделать? Цифры позволяют понять потенциал, который скрывается от ваших глаз. Второе, что нужно сделать — проанализировать и определить точки роста. То есть определить свои сильные и слабые стороны. Слабые нужно каким-то образом прикрыть, а сильные — усилить. Исходя из полученной информации, нужно составить план действий и определить стратегию развития. Третье — определить сильные стороны имеющихся сотрудников. Зная сильные и слабые стороны ваших подчиненных, вы можете «прикрыть» их в командной работе, тем самым усилить эффект всей команды. Четвертый шаг — определить систему мотивации для сотрудников. Зная техники и технологии мотивации, вы можете с большим комфортом и с большей эффективностью взаимодействовать с любым человеком не только на работе, но и в кругу семьи. Пятый шаг — в период перемен перестроить вашу команду, перераспределить задачи и делегирование.
Что такое эффективный менеджмент? Эффективный менеджмент — это когда руководитель направляет часть задач своим сотрудникам и делегирует им ответственность за решение этих задач. Нужно научиться перераспределять задачи с целью повышения их эффективности. Существует несколько правил. Первое — необходимо знать, кому можно доверить новый проект, а для кого это непосильная ноша. Второе — правильно ставить задачи сотрудникам в зависимости от их опыта и компетенции. Третье — необходимо определить верную мотивацию при постановке задачи. И конечно же, четвертое — правильный уровень контроля. При распределении работ между сотниками Виктория Максимова посоветовала ответить на пять вопросов. Кто обладает достаточными навыками и опытом для данной задачи? Кто относится к этой задаче как к возможности роста? Насколько хорошо соотносится задание и роль человека в команде? У кого есть достаточно времени для выполнения задачи? У кого есть необходимый уровень исполнительности и желания? Тем самым, вы сможете перераспределить задачи внутри команды таким образом, чтобы нагрузка всех участников проекта была равномерная.
Существует методика «Лестница компетентности / уровни научения по Грегори Бейтсону», которая определяет четыре уровня компетентности ваших сотрудников или ваших членов команды. Первый уровень — новички, которые не знают, что им необходимо делать. При постановке задач новичкам необходим четкий инструктаж. На этом уровне задачу нельзя делегировать, нужно поставить задачу и объяснить алгоритм ее решения. Второй уровень — уровень наставничества, когда сотрудник уже знает, что делать, но ему не хватает опыта. Здесь делегирование также не рекомендуется. На этом уровне необходима регулярная наработка и стажировка навыка по алгоритму. Третий уровень — уровень коуча. То есть человек имеет уже осознанные знания, которые он не совсем знает, как применить. Четвертый уровень — осознанные умения. То есть человек уже знает, как правильно применить свои умения. На третьем и четвертом уровнях уже можно начать делегирование обязанностей.
Таким образом, можно сказать, что делегирование обязанностей — важнейшая составляющая успешного бизнеса. Благодаря делегированию у руководителя освобождается время для более важных задач, появляется возможность проверить и выявить способности сотрудников. Также не стоит забывать, что это хороший шанс для развития самих сотрудников.
Полина БАЛОБАНОВА
Фото: Pexels.com / Christina Morillo