Анатомия букв
19 мая в парке «Черное озеро» состоялось открытие летнего лектория. С этого дня любой желающий может посещать площадку амфитеатра в поисках новых знаний, знакомств и просто полезной информации бесплатно. Каждую неделю сюда можно будет приходить на открытые уроки, лекции и мастер-классы.
Открыла череду лекториев школа Skillbox и ее главный куратор, дизайнер и иллюстратор Аля Садретдинова с лекцией «Шрифт, ты кто такой? И причем тут Тимоти Шаламе?».
Сегодня в любой программе для работы с текстом, дизайном или монтажом огромное количество шрифтов, как платных, так и бесплатных. Но мало кто задумывался хоть раз, как вообще каждая буква и символ были созданы, сколько труда и времени в них было вложено.
Какие бывают шрифты? Как их разрабатывают? Почему шрифты — это важно? Об этом шла речь на лекции Али.
Итак, у шрифтов есть два основных параметра: читабельность и заметность.
Читабельные можно поделить на две большие группы — это гротески (шрифты без засечек) и антиквы (шрифты с засечками). Читабельные шрифты больше подходят для набора большого, основного текста, т.е. для написания постов, книг, учебных работ и прочего.
Также есть большой раздел шрифтов — каллиграфия. У нее сегодня множество разновидностей. И в одном из стилей, а именно Римским монументальным письмом, выполнены надписи на постере фильма Тимоти Шаламе Bones and all. Пишется такая каллиграфия широкой плоской кистью, которой можно создать изящную пластику букв.
Шрифты из группы заметных больше подходят для заголовков, цитат, фраз, для текстов небольшого размера, чтобы привлечь внимание. Это декоративные шрифты.
Создание шрифтов, с которыми впоследствии могут работать миллионы пользователей, — это трудоемкая и скрупулезная работа, которую может выполнить не каждый человек. Анатомия букв очень широка и состоит из засечек, наплывов, каплей, петлей, верхних и нижних выносных элементов, высоты строчного знака, оси овала и других элементов. У каждой буквы и символа есть свой скелет, но его недостаточно для окончательного понимания, как будет выглядеть надпись из данного шрифта, так как на это влияют также расстояние между буквами и строками, размер шрифта и его начертание.
И все эти мелкие детали, которые потом составляют общее впечатление от шрифта и написанного им текста, продумывают и рассчитывают шрифтовые дизайнеры. Они вручную отрисовывают каждую букву, символ и знаки препинания на выбранном языке.
Сегодня у современного медиапользователя насмотренность на довольно высоком уровне, и если подробно разобраться в скелете шрифта он вряд ли сможет, то отличить качественно выполненный дизайн от нелепого у него получится легко. Поэтому финансовый вклад в разработку стилистики и дизайна бренда или компании будет в дальнейшем очень оправдан, так как это позиционирование, имидж и узнаваемость.
Для тех, кто желает начать изучать сферу дизайна и шрифтов, представлен список литературы и фильмов по рекомендации Али Садретдиновой:
- «Гельветика» (2007)
- «Художники вывесок» (2013)
- «Счастливый фильм» (2001)
- «Искусство Германа Цапфа» (1968)
- «Дизайнер Дойальд Янг» (2010)
- «Прибытие» (2016)
- Эрик Шпикерман, «О шрифте»
- Эмиль Рудер, «Типографика»
- «Много букв, все интервью журнала “Шрифт”»
- Владимир Ефимов, «Великие шрифты»
Арина САВЕЛЬЕВА
Фото автора