1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Женя Гаташ: «Всё вокруг — это перформанс»

Дата: . Опубликовано в Тема

Oniokolotut

Художественный руководитель казанской перформативной группы рассказала о своем подходе к современному театру, сотрудничестве с Lucidvox и участии в фестивале Awaz.

С 20 по 23 мая 2021 года в Казани прошел масштабный музыкальный фестиваль Awaz, объединивший в себе музыкальную, образовательную и перформативную программы. Мероприятие прошло на 12 знаковых для Казани площадках, в числе которых выставочные центры, бары, арт-пространства и даже религиозные храмы.

Событие объединило более сотни разноплановых артистов из России и зарубежья. В их числе психоделический квартет Lucidvox из Москвы. Коллектив, состоящий из четырёх девушек, экспериментирует со звуком, сочетая жанры дрим-поп и пост-панк. В феврале Lucidvox выступили на шоу «Вечерний Ургант», а на фестивале Awaz их выступление сопровождалось перформативными сценами творческой группы Oniokolotut. Их художественный руководитель Женя Гаташ родом из Одессы, российскому зрителю известна благодаря своему проекту «Безликие» иммерсивному шоу в Санкт-Петербурге. Мы задали ей главные вопросы о прошедшем фестивале и их совместной работе с Lucidvox.

Кто участвовал в перформансах?

— Мне нравится работать с артистами, у которых разный бэкграунд, таким образом получается более насыщенная и широкая палитра. У каждого из перформеров очень сильная и разнообразная школа, это профессионалы, с которыми сотрудничать интересно и легко. И круто, когда совмещается на контрастах, например, балерина с би-боем. А самое интересное происходит тогда, когда в конечном итоге я прошу их вообще не танцевать. Все, что у нас происходит во многих перформансах, это скорее пластическая картина, чем танец. Мы работаем не как танцовщики, а больше как художники по движению. Иногда у нас нет хореографии как таковой, это просто пластический сюжет. В прошлом я архитектор. Во всех тех каменных застывших формах, с которыми я работала, мне не хватало динамики и, как ни странно, музыки. Наши постановки, в целом, можно назвать музыкальной динамической архитектурой.

Перформанс. Почему такой формат самый удобный?

— У нас происходит симбиоз не только в движении, но и в музыке. Все наши постановки построены на сочетании контрастных направлений из разных сфер искусства. Перформанс позволяет рассмотреть жизнь под увеличительным стеклом, он выявляет какие-то акценты и утрирует ситуации. Любую обыденность можно развить в спектакль. Но если мы не акцентируем на этом внимание, то это может остаться незамеченным.

Я смотрю на жизнь так, словно все вокруг — перформанс. Воображаю себе в голове контрастные ситуации, когда человек, к примеру, сидит на лекции и внезапно начинает танцевать балет. Когда ситуации из разных миров оказываются в одном контексте, это очень интересно звучит. Перформанс — единственный способ это показать. С помощью него я расшатываю определенные социальные схемы, по которым мы привыкли существовать. Это максимальная свобода выражения самой жизни, не именно искусства.

Перформанс более свободен, чем театральная постановка, потому что в нем остается воздух для импровизации, и он может быть не нарративным, без конкретной сюжетной линии и свободным от любой конкретики. Мне интересно воссоздавать ту мистерию, которой театр был изначально, еще со времен древней Греции. Это было чистое иммерсивное погружение, я применяю те же инструменты.

Как началось ваше сотрудничество с Lucidvox?

— Как-то в «Соли» мы познакомились со Степаном Казарьяном, и он рассказал об идее организовать масштабный музыкальный фестиваль. Он пригласил ту же команду, которая работает с ним на Moscow music week и на фестивале «Боль». Там же работает Надя, программный директор Awaz и по совместительству барабанщица Lucidvox. Она предложила Степану ввести в музыкальный фестиваль театральную перформативную часть. Так Степан рассказал Наде обо мне. Ей понравился мой подход к современному театру, и она загорелась идеей сотрудничества. Я с удовольствием согласилась, мне интересен опыт выхода за рамки комфорта, когда ты работаешь с непривычным форматом исполнения музыки. Музыкальная составляющая в других наших постановках отличается от работы с Lucidvox: обычно мы сами выбираем композиции и сочиняем мелодии. А здесь — группа, у которой своя история, как и у нас. Было интересно состыковать наши миры. Это несложно, потому что Lucidvox вдохновляются сказками, мифологией и мистицизмом, а нам это тоже близко.

Чем вдохновлены ваши перформансы?

— Основой для перформансов стало описание песен Lucidvox из их пресс-релиза. Опираясь на него, я развивала истории и разрабатывала персонажей. В каждом небольшом описании я нашла целый мир. Идеи для предыдущих наших постановок рождались с нуля, а здесь было какое-то зерно, из которого выросло наше с Lucidvox совместное «дерево».

Есть ли у вашей совместной работы с Lucidvox высокая цель?

— У каждой песни есть свой месседж. Музыка — это язык общения с публикой, и благодаря перформансу он стал более многогранным. Безусловно, есть конкретные мысли, которые мы хотим донести до людей, но это будет настолько широко, что каждый сможет найти свою трактовку. Мне кажется, что самое важное в искусстве — не гнуть свою линию, а давать зрителю место для личной интерпретации. Мы лишь задаем вектор.

Вы думали о том, как это будет воспринято зрителем?

— Для казанского зрителя это было чем-то новым, поскольку мы выступаем на площадке Werk, а не в привычном театральном пространстве. Формат выступления на концерте с рок-группой в принципе нетипичен, и это нельзя назвать шоу. Мы не развлекаем зрителя, а создаем общий язык в наших мирах с Lucidvox.

Меня никогда не останавливает реакция зрителя. Если каждый раз переживать о том, что о тебе подумают, можно сойти с ума. Тем не менее, это всегда приятно, если кто-то погрузится в то, что мы создали, и что-то для себя откроет. Театр в первую очередь дает человеку возможность пережить опыт, недоступный в обычной жизни. Ты погружаешь зрителя в те миры, которые могут стать его снами или мечтами. Театр — это лекарство и это одна из самых важных форм искусства.

Театр в Казани был закоченелым, и хотелось его пошатнуть. Хорошо, что появились альтернативные театральные площадки вроде МОN. В этой стезе лучшей считаю группу Алиф. Мы не являемся никому конкурентами, поскольку мы заняли свою нишу. Должен быть классический театр, вроде Камаловского или ТЮЗа, должен быть МОN и должны быть мы. А кто еще будет делать экспериментальные оперы, если не мы?

Такая форма, как у нас, востребована в Европе. Хочется, чтобы люди в Казани понимали, что наша группа важна для города, потому что мы занимаемся развитием перформанса в своем, не похожем на другие, направлении. Новые формы театра становятся для людей предпосылками к тому, чтобы самим стать свободнее. Мне кажется, что Казань готова к экспериментам.

Что для вас значит участие в фестивале Awaz?

— Круто, что мы, театральная группа, участвуем именно в музыкальном фестивале. Нигде такого больше нет. Участие в «Авазе» очень много для меня значит, потому что мы у истоков создания одного из самых масштабных и важных фестивалей в стране. Степану Казарьяну искренне нравится Казань, как и мне, нам очень приятно здесь работать.

София ХАФИЗОВА

Фото: @oniokolotut