1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Как делать телевидение. Специальный репортаж

Дата: . Опубликовано в Тема

TV

«Как делать телевидение» учебный проект, созданный BBC при содействии Интерньюс, состоящий из восьми фильмов, в которых раскрываются основные аспекты создания телевиденья, тонкости и особенности работы журналиста. Каждый фильм учебного пособия посвящён определённой теме. Так четвёртый фильм проекта раскрывает особенности такого жанра тележурналистики, как «специальный репортаж». В фильме наглядно показан процесс работы отечественных журналистов и их зарубежных коллег, благодаря чему у зрителя складывается полномерная картина того, как именно создаётся специальный репортаж, в чём его особенность и отличие от других видов данного жанра.

Что же такое «специальный репортаж»?

Специальный репортаж — это жанр телевизионной журналистики, при подготовке к которому журналист выявляет проблему, собирает факты и комментарии экспертов, а после выезжает на место событий и снимает материал. Такой репортаж может быть приурочен к определённой дате или событию, может служить отправной точкой для комментария специалиста и дискуссии, может выходить как отдельная передача, но чаще всего он является частью выпуска новостей.

Специальный репортаж отличается от других видов данного жанра объёмом, структурой и наличием драматургии, благодаря чему проявляется его схожесть с документальным фильмом, однако он является жанром журналистики, а не кинематографа. Специальный репортаж даёт зрителю возможность отвлечься от постоянного потока негативной информации.

Как создаётся идея специального репортажа?

«Создание специального репортажа, как и всё в этом мире, начинается с рождения идеи», — говорят герои фильма. Идеи приходят по-разному. В первую очередь задействованы репортёры, занимающиеся той или иной темой. Кроме этого, просматриваются печатные издания, так как, по словам участников фильма, у пишущих журналистов гораздо больше возможностей искать новые темы, поэтому очень часто именно газетные публикации дают идею для специального репортажа. Также не редко специальные репортажи выпускаются перед определённой датой или событием. Авторы советуют задаться важным вопросом, на который необходимо ответить: «Волнует ли эта тема кого-либо?».

Кроме идеи не менее важно понять, с какой именно точки зрения будет освещена тема.

Этапы создания

1. Сбор информации

После выбора идеи поднимаются все архивы, публикации и статьи за определённый период, связанные с темой специального репортажа, это делается для поиска полезной информации, которая может пригодиться в предстоящем выпуске.

Следующим шагом является связаться со структурами, людьми, которые так или иначе связаны с темой и могут быть задействованы в репортаже. До съёмки корреспондент при возможности лично приезжает на место, встречается с героями, берёт прединтервью, выясняет все детали и другую полезную информацию, которая пригодится в самом репортаже. Сбор подробной информации очень важен, ведь невозможно правдиво рассказать историю, не зная её истоков. Заблаговременная подготовка к репортажу позволит продумать места для съёмок и их сюжетное применение. Всё это даст возможность проникнуться и прочувствовать тему, а это залог хорошего репортажа.

2. Построение хронологии

После сбора информации необходимо поддать весь собранный материал кропотливому анализу, благодаря которому воедино сложится общая картина предстоящего репортажа. Для этого необходимо прописать примерный хронологический порядок полученной информации, схематично записать элементы непроработанного сюжета, тем самым закладывая фундамент для репортажа. На этом этапе не стоит увлекаться деталями каждого отдельного плана или кадра, иначе можно потерять общую картинку, структуру фильма, тогда теряется гибкость и возможность менять некоторые моменты местами.

Необходимо сделать несколько вариантов сюжета, каждый раз меняя хронологию элементов, тем самым испытывая их значимость в сюжете и спрашивая себя: «Это то, что нужно? Насколько интересно само начало?». Если в первые секунды не зацепить зрителя, вся работа будет напрасна.

Помимо интересного начала не менее важно убедиться в том, что сюжет идёт гладко, а каждый последующий элемент развивает предыдущий. Финал же должен приводить к определённым выводам, интересным и познавательным для зрителя.

3. Монтажный план и съёмки

После того, как точный алгоритм чернового сюжета готов, необходимо составить черновик монтажного плана, в котором будут соединяться описание видеоряда и наброски текста. Так как специальный репортаж является телевизионным жанром, необходимо продумывать не только текст, но и картинку. Увиденное и услышанное должно производить впечатление единого целого, идеально дополняющего и раскрывающего друг друга. После того, как сюжет структурно выстроен и дополнен всеми продуманными деталями, можно приступать к съёмкам.

4. Монтаж

После завершения съёмок начинается монтаж и запись голоса корреспондента. Важно помнить, что закадровый текст должен дополнять видеоряд, его задача — придать дополнительную ценность картинке, объяснить зрителю, для чего мы показываем тот или иной кадр, помочь ему понять, расшифровать или подметить то, что сам он может и не заметить. Стиль текста должен быть ясным, кратким и доходчивым, но это не значит, что он не может быть красивым и изящным. В работе со специальным репортажем большую роль играет собственный критический взгляд. Даже уже к полностью готовому и смонтированному материалу необходимо возвращаться снова и снова и редактировать его до тех пор, пока конечный результат не станет совершенным или не выйдут сроки его сдачи.

Какова роль журналиста в специальном репортаже?

В съёмке специального репортажа важное значение имеет роль каждого участника, но, тем не менее, главным остаётся корреспондент. Помимо хорошо выполненной своей работы, корреспонденту необходимо точно и ясно описать своё понимание репортажа оператору, иначе картинка не будет соответствовать идее. «Съёмка телевизионной телепередачи или фильма — дело не демократическое. Общее понимание картинки должно быть у одного человека, один человек должен управлять процессом и точно знать смысл произведения». Но корреспондент — это такой же человек, поэтому за всеми его действиями и порывами должен следить редактор и при необходимости их корректировать.

Стендап

Стендап в репортаже нужен для обращения корреспондента к зрителю, что помогает привлечь его внимание и подвести к важным выводам. Также стендап используется для перехода от одной части сюжета к другой. В каждом репортаже у авторского стендапа есть своё место и есть своя цель, поэтому необходимо обдуманно подходить к такому приёму и не переусердствовать с подобными кадрами в одном сюжете. Конечно же, помимо этого, стендап — это возможность познакомить зрителя с самим корреспондентом и сделать его более узнаваемым, однако это не является задачей специально репортажа.

«Как делать телевидение» — качественное учебное пособие, которое может помочь студентам отделения журналистики самостоятельно изучать такие темы как процесс создания информационного сюжета и сенсационных новостей, важность «картинки» в телерепортаже, искусство интервью и профессиональную этику журналиста. Все фильмы можно найти в свободном доступе в интернете.

Дарья ГИЛЬФАНОВА