1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Недетская жуть детских русских сказок

Дата: . Опубликовано в Тема

Устойчивым стереотипом общества является мнение о способности сказки как литературного жанра быть интересной лишь детям, заключая в себе «историю-страшилку» с тривиальным сюжетом о противоборстве сил добра и нечисти. Возможно даже наличие простенькой морали в развязке. Но далеко не все догадываются о том, что сказка не есть пустая выдумка, а заключенные в ней образы и действия намного глубже и интереснее, чем может показаться.

Так исторически сложилось, что именно сказка стала прямым отражением народной жизни, быта, чаяний и религиозных славянских представлений о мире, которые, в свою очередь, всегда являются произрастанием из мифа — первоначального, древнейшего логоса. Отсюда эта необъяснимая и неочевидная связь сказочного нарратива с реальным миром. А если всерьёз задуматься: откуда взялись курьи ножки у лесного домика, зачем Бабе-Яге костяная нога, почему она ненавидит русский дух?

Сказок неисчислимое множество, а архетипы, персонажи и многие детали зачастую повторяются. Но самое интересное не это...

Интересны заблуждения и неясные современному читателю вещи, которые многими столетиями ранее воспринимались как очевидные.

Например, знаменитая избушка. Знал бы кто из нас, какие тайны она скрывает, то, возможно, намного раньше окончилось детство. В самом деле куриные лапы, на которых стоит избушка, ни при чём. В изучении дьяковской культуры встречаются описания таких избушек, но стоят они на пнях, которые «окуривались» дымом, чтобы их не разъели лесные насекомые. Отсюда и название «курьи».

Тогда что это за домик такой, что требуется его так необычно располагать на пнях? А это уже иная традиция. Традиция захоронения мертвых.

scale 2400

В сказках герой всегда держит путь в лес (и лес здесь неспроста, он — это территория иного, загробного мира) и всегда, неизбежно натыкается на избушку. Обойти ее не является возможным, она — это единственный путь попасть герою в желанное мистическое пространство.

Герой, попадая в избушку, сразу замечает необычного ее обитателя, чей нос в потолок врос. «Русским духом пахнет» — такими словами с долей отвращения она встречает гостя. Как нестерпим запах мертвого живым, так в равной степени живое противно мертвому.

Железные зубы, костяная нога — всё это атрибуты, указывающие на принадлежность старухи к миру мертвых, она буквально одной ногой стоит в загробном царстве. Она является его хранителем и чутко следит, чтобы туда можно было попасть строго определенным образом. Потому она готовит баню гостю, кормит его. Это являет собой обряд подготовки усопшего к погребению и последующее поминальное угощение. Чтобы попасть в загробный мир, необходимо пройти обряд инициации, показать, что герой настоящий и достойный, что он готов пройти испытание временной смертью для совершения перехода в качественно новое состояние. И только после этого он допускается в лес.

scale 1200

В лесу герой в неравной схватке благодаря уму или хитрости, решительности или доблести, будучи изначально всегда слабее антагониста-вредителя, но всегда одолевает врага. Здесь значится мысль о том, что за притеснениями всегда следует счастье. Это своеобразная идейно-этическая мораль народа.

Так что, читая своим маленьким племянникам сказочные сюжеты, вы точно будете знать, что скрывается за этими историями.

Кирилл АКУЛОВ