1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Игра в жизнь

Дата: . Опубликовано в Тема

Бывает так, что ты хочешь что-то сделать, но все вокруг складывается против тебя, и ты не справляешься? Вот подумал ты съехать из родительского дома, ведь ты уже взрослый, нужно переходить на новый этап. Даже прошел кучу собеседований на работу, чтобы удовлетворять «хотелки», но так и не нашел того, что тебе подходит. И кажется, что просто не везет. Это действительно может быть так, но, скорее всего, объяснение кроется в другом.

В книге психолога и психиатра Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» изложен метод трансакционного анализа. Если не вдаваться в подробности, то в нем расписаны три эго-состояния каждого человека. Так, внутреннее «я» включает:

  1. Ребенка, отвечающего за эмоции, мечты, потребности.
  2. Родителя со сложившимся мировоззрением, моралью.
  3. Взрослого, решающего проблемы и задачи.

Почему же наш вымышленный герой все никак не может воплотить свою идею в жизнь?

Он поставил себе цель, вот только реализовать ее пытается ребенок, которому все предложения не нравятся. Его мечты не совсем вписываются в реальность. Ребенок не может рассудить здраво, каким должен быть труд, как он оплачивается, он просто хочет, чтобы все сложилось само.

В идеале должно работать так, что «внутренний ребенок» посылает сигнал о потребности, а «взрослый» пошагово ее реализует, основываясь на убеждениях «родителя».

И на этих эго-состояниях основывается вся наша жизнь. Все наши конфликты происходят из-за несостыковки ролей. В конфликте «взрослого» и «ребенка» никогда не будет найден компромисс, потому что второй не в состоянии воспринять доводы первого.

Например, «ребенок» хочет погулять, а «взрослый» говорит, что стоит это сделать чуть позже, потому что на улице сильный ветер и темные тучи. Но первый не хочет откладывать на потом, он хочет сейчас. Этот конфликт может быть решен двумя путями:

  1. Если «взрослый» станет авторитетным «родителем» для «ребенка», и его отказ не будет восприниматься, как что-то оспариваемое.
  2. Если «ребенок» примерит роль «взрослого» и предложит свои решения данной задачи (например, одеться потеплее и взять зонт).

Проблема чаще заключается в перекладывании ответственности. В первом примере герой действительно мог усердно искать работу, просто условия везде ему казались плохими. Так и получается, что его «хата с краю», это все работодатели плохие. Это позиция ребенка, который не в состоянии брать на себя ответственность. А заниматься этим должен взрослый с навыками и мышлением того, кому под силу решать поставленные задачи.

Главная мысль в том и заключается, что каждое эго-состояние человека должно заниматься своим делом, не перекладывая все на того, кто заведомо с этим не справится. И если уделять себе и своим эмоциям больше внимания, то можно очень хорошо развить свою осознанность и, играя в жизнь, не проигрывать.

Айгуль ГИМАДИЕВА

Фото: Unsplash.com