1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Идеал и вдохновение поисковика

Дата: . Опубликовано в Тема

poisk 6

Напоследок мы поговорили с Николаем Братухиным о его представлениях об идеальном товарище-поисковике, поисковых суевериях, забавных курьезах, традициях и о том, что же заставляет учителя снова и снова возвращаться на поля былых сражений и искать братские могилы безымянных героев.

– В моем понимании идеальный поисковик – ответственный, – просто отвечает Николай Иванович. – Ответственный за свои слова, поступки. Это не только идеальный поисковик, но и идеальный человек.  

Есть у поисковиков и свои особые суеверия. Например, очень часто можно услышать истории о том, что погибшие солдаты приходили во снах поисковикам. Это списывалось на обычный сон. Но когда человек говорил, что ему на этом месте приснился сон, и начинали осматривать место щупами, то действительно находили останки. Такие случаи были.

– У меня тоже что-то подобное было, – вспоминает учитель. – Раньше, когда я приносил экспонаты домой на передержку, моя собака начинала выть. Стоило только унести все это в музей, вой прекращался. Думаю, что какая-то невидимая связь здесь все-таки присутствует. Суеверия, приметы – все это очень индивидуально. У каждого они свои. У меня лично их особо и нет.

Без курьезных ситуаций в походах, конечно же, тоже не обходится.

– В этой связи сразу вспоминается такой момент, – с улыбкой говорит Николай Братухин, – как-то отправили мне родители в поход ребят-студентов. Как оказалось, к походной жизни никак не подготовленных. Поехали в экспедицию на двадцать дней в одних джинсах и кроссовках, никакой другой одежды с собой не взяли. Естественно, во время первого же дождя промокли до нитки, а переодеть нечего! Ладно, с этой проблемой справились, одели мы их. Тут встала другая проблема: ребята насквозь городские – не умеют колоть дрова, пилить, разводить костер и тем более готовить еду. Наутро они дежурные. Им нужно развести костер, приготовить завтрак. И тут я слышу следующий разговор: будят они моего бойца и говорят: «Леш, помоги развести костер». Он говорит: «На сухой спирт». Забрали сухой спирт, ушли. Через десять минут возвращаются: «Леш, помоги разогреть костер. Мы разожгли, посмотрели, как он красиво горит, и забыли про него». В итоге костер разводил этот самый Леша. Утром, естественно, всем хочется позавтракать. Готовили все те же студенты. И, о чудо, идеальный суп! Это лапша, как большой комок теста, потому что была просто кинута в кипящую воду и ничем не размешивалась, плюс начищенные большими кусками картошка и лук. Все это плавало в котелке неприглядной массой, и, соответственно, было предложено для употребления в пищу.

Состоялась веселая беседа с этими горе-дежурными. Было объяснено, как правильно готовить, и к ужину все уже стало действительно идеально. Так, с шутками и легкими наставлениями, удалось-таки выковать безупречных поисковиков, умеющих готовить, пилить, ставить палатку и выходить из сложных ситуаций.

Имеются у отряда и свои устоявшиеся традиции.

– В каждой экспедиции у нас проходит посвящение в поисковики для тех ребят, которые поехали в экспедицию впервые. Им нужно пройти различные испытания: проползти под условной колючей проволокой, пройти грязь, найти пострадавшего и оказать ему первую помощь, туристические задания. После всего этого они читают клятву, целуют саперную лопатку, говорят, что готовы посвятить себя поисковому движению, обмазывают себе щеки грязью в знак того, что готовы преодолеть и грязь, и дождь. В довершении всего ребята выпивают «горючую поисковую жидкость», в состав которой входят и сахар, и перец, и соль, и т.д. – такой гремучий коктейль. Почти так же, как моряки по традиции выпивают соленую воду. В завершении экспедиции мы всегда ходим возлагать цветы на могилы погибших героев. Иногда случается, что удается попасть на церемонию торжественного перезахоронения найденных солдат. Здесь уже никто не в состоянии сдержать слез. Ведь это ты собственноручно поднял останки этого бойца. И если еще удалось найти медальон солдата, установить его личность, найти семью и увидеть своими глазами на снимке, как этот человек выглядел при жизни… Это очень эмоциональный момент. Просто осознать, что всем им в большинстве своем было лет по 18-19. В этот момент особенно остро осознаешь, что войну-то действительно выиграли десятиклассники, которые сознательно увеличивали себе возраст, а на самом деле им было 16-17 лет. А они шли на фронт. Шли, потому что более старшие ребята, рожденные в 1917-1918 годах, погибли в первые годы войны. За ними были ребята 1923-1925 годов. И когда наши школьники, особенно нынешние десятиклассники, понимают все это, они говорят, что не смогли бы повторить подобное, просто не готовы. Потому что жить в постоянном страхе под грохот снарядов и свист пуль современный человек не способен в принципе. Да и не надо нам это понимание войны. Следует учиться на ошибках прошлого, а не повторять их в настоящем.

poisk 7

Вообще, как заметил Николай Братухин, поисковый отряд – это одна большая семья. Многие поисковики, которые ездят уже не первый год, берут с собой и своих детей. Бывает даже, что ребята знакомятся в походах, создают потом свою семью, передают поисковую эстафету уже своим детям. Образуются так называемые «поисковые» семьи.

Отряд «Бугульма-поиск» входит в состав республиканского объединения «Отечество». Отдельные отряды объединения занимаются также поисками захоронений времен Гражданской войны.

– Они находят останки тех лет, перезахоранивают их и этим как-то примеряют тогдашних врагов между собой, – поясняет школьный историк. – Гражданская война – это тоже очень страшная штука. Здесь брат против брата, сын против отца… Об этом тоже должны помнить и не повторять такого. И вот объединение «Отечество» занимается организацией подобных экспедиций.

Помимо непосредственно поисковой деятельности отряд «Бугульма-поиск» также принимает участие в уходе и облагораживании солдатских захоронений, памятников, участвует в различных маршах: «Бессмертный полк», 9 Мая, 22 июня в День Скорби. В течение года к ним обращаются горожане с запросами по поводу своих пропавших без вести бойцов. К сожалению, не все запросы поисковики в силах удовлетворить. Здесь существует ряд причин: либо упоминания об этом человеке отсутствуют в архивных документах, либо такие документы хранятся под грифом «секретно».

poisk 8

В завершении беседы Николай Братухин рассказал о героях-фронтовиках из своей семьи, которые по сей день вдохновляют его на продолжение поисковой деятельности:

– Мои герои – это дед-фронтовик и бабушка-труженица тыла. Мой дед никогда не считал себя героем, хотя имел Орден Славы третьей степени. Он участвовал в захвате Кёнисберга. Говорил: «Я – простой русский солдат». Все. Но для меня он герой. На мой взгляд, для любого человека родственник-свидетель тех лет, живой или уже умерший, должен быть героем. Ведь им довелось пережить такое испытание! Моя бабушка в свои 14-15 лет строила железную дорогу. Они таскали землю, строили дорогу в Удмуртии, через которую должны были проходить стратегические товары: вооружение. И их трудовой героизм, только представьте, девчонки 14-15 лет – это же уму непостижимо – делали отвалы, шпалы закидывали, рубили, валили деревья, расчищали площадки строительные, носили землю. Результатом всего этого был туберкулез. Но государство за этот труд им ничего не дало. Им просто сказали: «Молодцы!» Но лично для меня они – герои. Вот как не равняться на них? Как не вдохновляться людьми, которые вот так вот просто совершали свои маленькие ежедневные подвиги?..

Алина КВАЧЕГИНА

Фото из архива Николая Братухина