УТРОМ ПРОТЕСТЫ – ВЕЧЕРОМ ТАНЦЫ
В Казани стартовал фестиваль документального кино о новой культуре и музыке «Beat Weekend», в рамках которого можно узнать о клубной культуре, истории техно-музыки, или что делать, если хочется на рейв, но нельзя.
Если и есть в Казани молодёжная улица, то это, определённо, Петербургская – место сборищ всех скейтбордистов и райдеров (тех самых трюкачей на заниженных велосипедах). В любой погожий день здесь принято сидеть шумными компаниями на лавочках, или же прямо на газоне, рядом с министерством спорта РТ.
Но в октябрьский промозглый вечер уличный андеграунд переместился в более удобные кинозалы на всё той же Петербургской, где уже с 9 октября полным ходом идёт фестиваль документального кино о новой культуре «Beat Weekend». Хотя сам кинотеатр во имя новой культуры совсем не изменился – второй зал, где и проходил единственный предпрокатный показ, как выразился кто-то из зрителей на задних рядах, «самого крутого кинчика» – «Raving riot: Рейв у парламента».
Собственно, сначала стоит рассказать, что этот самый рейв из себя представляет. В переводе с английского «рейв» – это и бред под ручку с буйством, и нечто восторженное. И это полностью описывает все рейв вечеринки, которыми прославилась сначала Великобритания, потом Германия и затем уже Грузия.
Для простого обывателя рейв – это техно, то самое бряцание непонятных, но ритмичных звуков на танцполе. Для ценителя – это целая субкультура «стремления человека к радостному существованию, к прорыву в наслаждение» (1 номер журнала «Птюч»). Но не нужно думать, что рейвы остались в лихих девяностых, даже сейчас существует целый «культурный пласт», как пишет в спецпроекте «Русский рейв» фотограф Марина Докторова, с 2015 года снимавшая самые необычные вечеринки культурной столицы. Правда, она же в фотопроекте Ольги Осиповой «Русский рейв мёртв, а я ещё нет» говорит, что к концу 2017 года от рейва в России остался лишь «большой фотоархив». Но, кто знает, возможно ли его второе пришествие в современную русскую андеграунд-культуру?
Рейв же в Грузии вышел на совершенно иной уровень. Рейв – это король ночных улиц свободолюбивого Тбилиси, второго Берлина. Рейв – это способ выразить себя и свою позицию, иногда даже политическую.
Рейв у парламента начинался с антинаркотических рейдов по главным клубам Тбилиси. Собственно, именно одна из учредителей крупнейшего клуба Грузии – Бассиани и стала идейным вдохновителем этой акции. Тысячи людей вышли на главную площадь, куда так же подвезли саунд-систему и диджейский пульт. Так началась «рейв-революция», о которой и рассказывает картина Степана Поливанова.
И вот, когда все теоретические приготовления завершены, пора вернуться в полупустой зал к вопросу, о чём же этот фильм: о политике или о музыке.
Культуролог и саунд-артист Павел Вавилов, который представил этот фильм молодым массам, считает, что картина как раз о первом:
«Я очень люблю техно. Я очень люблю рейвы. И мне посчастливилось побывать в Грузии в конце мая (протесты происходили с 12-13 мая). И, побывав там, я заново влюбился в рейв, в музыку, в людей. У грузин особый менталитет, там люди остро реагируют на любые изменения… Сейчас общество поделилось на 2 лагеря: протестная молодёжь с рейвами и сторонники традиционной грузинской культуры. И когда вы будете просматривать фильм, вы помните, что этот фильм не о музыке, он о политике».
На этой провокационной ноте свет гаснет и начинается путешествие в мир этого либерально-протестного лагеря, в мир запретного ночного Тбилиси. И как принято во всех кинотеатрах, это путешествие началось с опоздавших и рекламы. Особой фестивальной рекламы: вместо трейлеров других фильмов – ролик о площадках для просмотра сериалов и партнёрских медиа.
И людская река не прекращается даже после первых минут фильма – такая уж новая черта носителей новой культуры, из которых и состоял абсолютно весь зал. Новым людям интересна эта новая культура, они вздыхают, смеются и сопереживают героям документального, а вовсе не художественного кино.
Саша, студентка 3 курса теологии КФУ, с которой мы случайно познакомились перед показом, и по совместительству моя соседка по месту, этот феномен объясняет легко: «Это интересно. Смотреть, как перемешивается политика и культура. Это настоящая документалистика. Без добра, зла, осуждения и выводов. Вывод должен сделать ты сам. Это цепляет».
Довольно странно наблюдать со стороны за жизнью молодёжи, за их вечеринками, пьяными разговорами внутри компании. Фильм искренен со своими зрителями, он на одной волне со своими героями: это проявляется в музыкальном сопровождении, которое практически не смолкает, а ели и замолкает, то его сменяют звуки – шум ночного города, шепот гор, свист толпы и гром, как некий символ грядущей бури.
Картина не задумывалась как политическое высказывание и это заметно. Основные герои фильма – это музыканты и их слушатели. Именно создатели электронной музыки рассказывают о себе, о своём творчестве, а не о проблемах общества. Поэтому позволим себе не согласиться с экспертом, этот фильм изначально о культуре рейва и только потом о протестах в рамках этой культуры.
И это не первый эксперт, определивший политизированность документальной картины. В интервью режиссера самарскому проекту «Большая деревня» можно найти кучу вопросов о «деле Голунова», протестах в Москве, вопросов, к культуре никак не относящихся. Возможно, это происходит, потому что вместе с модой на рейвы, в нашу страну возвращается мода на протесты. Или же потому что сейчас модно видеть политику там, где её быть не должно.
Но это документалистика. Поэтому-то во второй части фильма в кадре появляются и первый премьер-министр Грузии, и депутат-националист, и абсолютно не относящаяся ни к культуре рейва, ни к политике старушка из горной грузинской деревни. Всё это позволяет зрителям увидеть всю картину происходящего в этой трудной для нашего понимания стране.
Для этого режиссер и оператор грамотно играют с кадром, при этом совершенно не приукрашивая действительность. Здесь будут обшарпанные многоэтажки, полузаброшенная деревня, заброшенное кафе и множество клубов, от которых зритель и не устаёт вовсе – он начинает проникаться той обстановкой и тем менталитетом «потерянного поколения», которое хочет лишь сбегать от действительности и только рассуждать о ней в пьяном угаре. И которое, оказывается, представляет из себя реальную силу, способную повлиять на антинаркотическую политику и заставить Министра внутренних дел принести извинения.
Что мы имеем в остатке? Красивая картинка, сложные и разношёрстные герои, специфичная музыка, непредвзятость – всё это компоненты «Рейва у парламента», но решить, стоит ли идти на этот фильм в основном прокате (которого, как известно, для фестивального кино в регионах практически не бывает), также можешь только ты сам.
Да и неизвестно, будет ли шанс казанцам увидеть этот фильм, потому как его сайт обещает Казани только вечерние показы (исключая ночь премьеры 24 октября) в Каро и ещё в 23 городах, в том числе и в Минске.
Анастасия Советникова
фото взято из открытых источников