В каждой жертве сидит монстр?
У каждого человека в его личной жизни есть некоторое количество проблем. Все мы сталкиваемся с неприязнью окружающих, так как можем чем-то отличаться и быть в буквальном смысле изгоями общества. Некий «стадный» инстинкт объединяет определенных людей по интересам, после чего они начинают нападки на того, кто ведет себя не так, как остальные. Манера речи, взгляды, мировоззрение, да буквально все может стать источником издевательств и, как говорят в современном мире, буллинга (травли).
Как бороться с этим? Какова практика этих самых издевательств, которые, порой переходя все нормы дозволенного, становятся оскорблением не только самой личности, но и ее родных и друзей. Когда, как и где нужна помощь компетентного психолога (при его наличии), зарубежный опыт решения проблем травли и как не «наложить на себя руки», если вы попали в такую ситуацию. Где стеб и ирония переходят в оскорбления и унижения?
Это наш корреспондент выяснил, а также рассказать о происхождении данного термина и его истоках.
Немного о методах, призванных помогать в подобных ситуациях:
«Дневник буллинга»: это не просто какие-то записи в тетрадке. Это самый настоящий «протокол» для указания всех тех издевательств, о которых жертва травли не может рассказать. Поэтому, ему нужно писать об этом. Возможно, что это бесполезно. Но уж поверьте, если это увидит то, кто вам сопереживает, то мало обидчику не покажется.
«Команда связей»: это система, существующая в США и Канаде. Учеников с харизмой, волей, улыбчивостью и лидерскими качествами отбирают специально для того, чтоб следить за благосостоянием школьников, что немного младше. Например, ученик 11 класса курирует четверых девятиклассников и так далее. В общем, у каждого такого «шефа» по 3-5 подчиненных. Им всего лишь нужно задавать такие вопросы: «Все ли у тебя в порядке?», «Как твои дела?», «Нет никаких проблем с другими учениками?»
«Команду связей» курирует школьный психолог или преподаватель, которому все доверяют. Не важно, какой предмет он ведет. Примерно где-то час для старшеклассников, отобранных в качестве лидеров, проводятся специальные занятия, темой которых является: «Как правильно слушать, когда мало времени?», «Как познакомить ребят?», «Как помочь разрешить конфликты?», « Что делать, если столкнулся с травлей?»
«Совет отцов» применяется в Казахстане. В этот «совет» входят не более четырех авторитетных отцов учеников каждой школы. Этими мужчинами рассматриваются заявления от учителя или школьника-жертвы, а также способы решения подобных конфликтных ситуаций. Сами того не зная, казахские коллеги заново открыли Метод Фарста.
Метод Фарста. Фарста – район Стокгольма. В этом районе группой шведских психологов под руководством Карла Льюнгстрома была разработана данная методика. По мнению К. Льюнгстрома, «в каждой школе нужно иметь группу из пяти-шести человек. Этими людьми должны быть взрослые педагоги, которые могли бы оперативно реагировать в случаях буллинга. Это называется скрытой методикой. Тот, кто хочет работать данным образом, должен иметь опыт, а именно знать, как реагировать, чтобы не дать себя запутать и сбить с толку в случае сопротивления буллера.
Допустим, ситуация такая. Существует некий класс, группа или даже кластер. Когда в этот коллектив приходит кто-то новый, совершенно не знающий местных правил и законов, к нему начинают присматриваться, узнавать, что ему нравится, его манеры, характер и возможные особенности. Затем на него обращает внимание тот, кто является здесь неким авторитетом, и хочет подружиться. Он вскользь намекает, что новичок должен выполнять некие существующие в группе правила, не то быть беде.
В этом случае может быть два варианта действий. «Новобранец» соглашается с тем, что предлагает ему лидер, становясь его «приятелем». К нему начинают относиться по-другому, «уважать», говорить массу лестных слов стараются во всем ему угодить, даже услужить.
А если наш герой не соглашается принять правила «игры», то разгневанный «генерал» сразу начинает разными методами стебаться над «непокорным». Поначалу подтрунивания кажутся безобидными, но со временем они могут перерасти в межличностный конфликт. И это может быть не просто какое-то противостояние, а целая война между семьями. Здесь уже втягиваются родные и близкие, не имея собственного мнения и понимания, почему произошел данный конфликт.
Для травли в интернете существует отдельный термин, называемый «кибербуллингом». Пока что, возможно, он режет слух русскоговорящим людям, но во всем мире про это уже написали целые сборники научных работ, теоретических исследований и придумали способы борьбы с этим явлением. Данное понятие корректно применять к травле в сети детей и подростков. Ребенок "интернетовской" эры отличается от своих родителей. Важную роль здесь играют особенности социализации. Если для человека, познакомившегося с соцсетями в 25 или даже в 15 лет, интернет-коммуникация является лишь надстройкой по отношению к нормам, усвоенным в «реальности», то сейчас дети во многом социализируются в интернете, а также влияние виртуальной и окружающей среды на их формирование – большой вопрос и предмет для исследований. Знакомства, референтные группы, все коммуникативные процессы, так сказать, дублируются в киберпространстве. При этом они приобретают новые черты, которые порождают самим медиумом, с его особыми правилами и конвенциями, интерфейсами и своеобразной этикой. В свою очередь, специфические социальные нормы, усвоенные ребенком в сети, могут переноситься в обычную жизнь, трансформируя общение.
Сегодня существует довольно подробная классификация разных типов кибербуллинга: флейминг, троллинг, клевета, гриферство, раскрытие секретов, выдача себя за другого, исключение/остракизм, угрозы, киберсталкинг (преследование в Сети), секстинг (пересылка личных фотографий и сообщений интимного характера). В каждом из этих случаев человека атакуют напрямую в сети, по телефону или СМС. Затем в процесс травли включается некая группа неизвестных людей. Например, с взломанного аккаунта жертвы могут рассылаться агрессивные сообщения в адрес друзей, преподавателей, их родственников.
«Нападать» на жертву в виртуальном пространстве куда проще, чем в реальности. Тут можно делать все анонимно. В данный процесс гораздо проще вовлечь большую аудиторию. Агрессорам психологически легче "троллить" в сети, потому что нет необходимости переживать визуальный и телесный контакт. Число невидимых наблюдателей расправы будет в десятки раз больше. Согласитесь, поставить лайк под комментарием намного проще, чем пнуть одноклассника, не правда ли? Иногда это может длиться продолжительное время за счет отсутствия обратной связи. Виртуальный «насильник» зачастую не видит реакции жертвы и не может оценить отдачи от затраченных усилий. Этот же фактор усугубляет положение жертвы: когда агрессор анонимен, нельзя оценить, насколько он на самом деле опасен. Радости кибертравли накладываются на традиционную подростковую альтерофобию (предвзятое отношение к членам других субкультур). Она отражает более широкий феномен нетерпимости в нашем обществе. И если во многих школах кибербуллинг сейчас занимает топовые позиции в неофициальных «рейтингах» издевательств, то среди жертв лидируют субкультурные дети и представители ЛГБТ.
С насилием на Западе стараются бороться всеми методами и силами, которые у них имеются. Но эта проблема интернациональна. Каждый понимает под буллингом совершенно разное. А что, если это происходит в семье или на работе? Вдруг вас донимают не только сверстники, но и взрослые? Учителя, например?
Правда, стоит отметить, что и сами ученики ведут себя порой очень нагло, некорректно и пытаются обмануть родителей и все окружение тем, что они всего лишь дети, не способные на криминальные действия. Но, если логически подумать, то за каждой маской скрывается потаенная натура человека. Даже если какой-нибудь мальчик или девочка стараются всегда оставаться позитивными и добрыми, их меняет среда, в которой они «варятся». Кого-то она меняет больше, кого-то почти не меняет. Это зависит от того, какие стрессовые ситуации пришлось пройти ребенку.
Что является примером такого поведения? Естественно, разного рода видео с издевательствами над сверстниками, паблики в интернете, которые криминализируют молодежь. То есть, иными словами, нас всех готовят к тому, что в будущем поколения будут именно такими - алчными, желчными, жадными, высокомерными, занимающимися бандитизмом.
Конфликты также связаны и национальной почвой. Допустим, в классе ты лишь один определенной нации, а большинство другой. За этим последует не такое уж малое количество поддеваний, приставаний, стеба и даже избиения. И ведь перечислено все это не просто так. Все эти побои и неуважительное отношение к кому бы то ни было перерастает в более масштабный конфликт, становясь уголовным делом.
Так как же искоренить или, по крайней мере, уменьшить влияние буллинга? Как бороться с ролью жертвы? Стоит ли становиться агрессором и есть ли в этом смысл?
Наш корреспондент провел блиц-опрос с целью узнать, подвергались ли его собеседники (среди них представители разных стран и сфер деятельности) буллингу. По понятным причинам имена некоторых респондентов изменены.
Евгений, школьник:
- Я почти самый высокий в классе, так что до меня никто кроме «гопников» не «докапывался». Таких ситуаций у меня было не так уж много, ибо я дружелюбный, никого не трогаю. Мне придумывали прозвища, много недоброжелателей было. Я не обращал внимания, игнорировал. Если продолжали, то вступал в драку.
Однажды я шел по коридору, никого не трогал, слушал музыку. Ко мне подошли двое одноклассников: один из них «борзый», а второй – его «подельник», «шестерка». Тот, который «альфа», вдруг начал толкаться и обзываться. Я пошел дальше в класс, не обращая внимания, но он становился все агрессивнее. Тут я не стал терпеть, и ударил его со всей мочи.
Есть много вариантов справиться с такими недоразумениями. Во-первых, рассказать родителям. Если все будет серьезно, то это пойдет дальше. Во-вторых, если тебя пытаются взбесить, то нужно рассказать классному руководителю. В том случае, если это не помогает, лучше будет ударить, чтобы знали, что лезть со своими детскими шалостями не стоит.
В-третьих, если достанут приставания с целью вывести из себя, то лучше «забить». Все равно только в том случае, если это маленькие шалости и оскорбления (не про родных). Если хочешь, то можешь тоже покрыть его словами и послать куда подальше. Но это, я думаю, будет опускание на уровень хулиганов. Поэтому лучше просто игнорировать.
Артур, школьник:
- Я не подвергался буллингу. Правда, было несколько случаев, когда ко мне пытались «докопаться» несколько личностей. Причина остается для меня загадкой до сих пор. Даже смешно вспоминать это… Кучка парней на одного. Разве это честно?
Один из случаев был таким: меня позвали драться. Причиной было то, что им нечем было заняться, поэтому они решили проверить свои силы и поразвлечь себя. Я не понимал, зачем мне это. Так я и спросил «вожака стаи», но только в нецензурной форме. Он посоветовал мне «отвечать за мат», после чего началась словесная перепалка, после которой меня чуть не «закопали» толпой. В итоге драки не было, так как я стал объяснять, что я не «дурачок», чтобы вступать в схватку просто так. Но хулиганы до последнего пытались подраться со мной.
Как не обращать внимания? Лучше всего если ты разговариваешь с ними, то вести себя естественно, не дрожать коленками, но и в то же время не перегибать палку, так как для них это будет поводом для издевательств.
Настя, студентка:
- Да, подвергалась буллингу. Я была отличницей в школе. Из-за этого меня недолюбливали, никто со мной не хотел разговаривать, устраивали бойкоты и игнорировали.
Однажды был такой случай. Я поссорилась в школе с одним мальчиком. Это дошло до его родителей. В школу пришла разбираться его мама. Человеком она была «буйным», с характером. Соответственно и моя мать пришла узнать, в чем тут дело. Мама и папа мальчика настроили против меня и всей моей семьи весь класс, поэтому со мной перестали разговаривать.
Был еще и такой случай. Моя преподавательница меня недолюбливала потому, что я была другой национальности. Когда мы приходили на пару, она меня останавливала, говорила, что я не так все делаю, неправильно говорю, в общем, искала повод «прицепиться» ко мне. Таких ссор нашей школе было много. Мне просто советовали не огрызаться, идти на компромисс и говорить «хорошо».
Для того чтобы бороться с буллингом, считаю, что нужно спокойнее ко всему относиться и не бояться говорить правду в лицо. Даже если ударят, не бояться и подраться. То, что не убивает, лишь делает нас сильнее.
Егор, служащий:
- Я учился в колледже в одной из стран СНГ. Все преподаватели там были «блатными», жесткими. У нас была группа, состоящая из одних мальчиков.
Как-то раз я ушел с пары вместе со своими друзьями в компьютерный клуб. Естественно, учитель был в гневе. На следующий день, когда я с ребятами пришел в колледж, нас вызвали к доске. Меня он ударил в живот, кого-то тоже в живот и даже по ногам, последнему из нас он дал пощечину.
Вот еще один случай. У нас каждый день проводилась линейка. Куратор сказал, что если хотя-бы пара человек не придет, то он возьмет палку и будет нас бить. К сожалению, так и случилось. Два человека из нашей группы не пришло на линейку. Нас вывели во двор учебного заведения, выстроили в ряд. Куратор взял палку за территорией колледжа, вернулся к нам и начал бить нас по ногам.
Знаете, мне кажется, в таких случаях не следует молчать и терпеть. Перенести можно все, но не когда тебя избивают или нападают исподтишка. Нужно давать сдачи. Не важно – сильный ты или слабый. Не это показывает, кто здесь «главарь» и кто «крут». Главная сила – это ум.
Лэйла, бизнесвумен:
- Я не подвергалась буллингу в школе. Я считаю, что люди по-хорошему не понимают. Есть исключения, конечно, до которых доходит с трудом, что они натворили и какого «монстра» впоследствии создали. Но если с первого раза не поняли, значит надо хорошенько «помахать кулаками». Вот тогда эти самые «гопники» точно все поймут и больше трогать не будут. Разговоры здесь бессмысленны. Они будут длиться до окончания школы. Если хотите спокойно жить, то записывайтесь на бокс или иные единоборства. Уважают только тех, кого боятся, тех, кто сильнее. Таков «закон джунглей».
Ситуацию прокоментировала психолог Зульфия Измаилова:
- Буллинг – это взаимоотношения в коллективе. Чаще всего в детском. Например, один или группа людей держит в страхе другого, издевается над ним. Этот термин новый, но явление старое. Новым назвали то, что было и раньше, особенно в школьной среде. Ко мне приходят жертвы этого явления, и вместе с пациентом мы анализируем ситуацию. «Жертва» – это человек, который неосознанно находится в данной роли. Она формируется у него с раннего детства в семье, где есть дисфункциональные отношения, где они формируются в треугольнике: спасатель-жертва-тиран. Эти роли могут меняться. Человек может ходить по кругу. Например, в семье быть спасателем, а в школьном коллективе стать жертвой. Ко мне приходят жертвы и обращаются как к спасателю, к таким людям автоматически появляется сочувствие и жалость. В психотерапии я не могу напрямую изменить ситуацию в коллективе, но я могу помочь пациенту выйти из роли жертвы. Это работа, требующая от пациента осознанности, терпения, времени. Я учу пациентов отстаивать свои психологические границы, осознавать свои эмоции. Мы разбираемся и меняем картину мира пациента, его установки и представления о нем. У меня есть пациентка, у которой в рабочем коллективе сложилась такая обстановка: она "жертва", а ее коллега-"агрессор" сплотила против нее всех членов коллектива. Эта "сплоченность" против нее держится на эмоциональных связях, "агрессор" сумела создать вокруг себя эмоционально-зависимые отношения. Когда люди нуждаются в этой эмоциональной поддержке друг друга, боятся сами стать жертвами, боятся проявить свое мнение, включается "стадный инстинкт" выживания. Они объединили свои агрессивные эмоции против «жертвы», их страх перерос в агрессию. В семье этой девушки-жертвы был отец-тиран, который не проявлял к своей дочери уважения, не позволял ей высказывать свое мнение, открыто подавлял ее, говорил, кто ты такая, чтобы иметь свое мнение. В эти роли люди вживаются с детства, они становятся неосознанной частью существования. Требуется осознанная работа с психологом, который поможет увидеть это в себе, выйти из этого, научит жить по-новому и выстраивать с окружающими более здоровые отношения.
Что же делать? В один миг проблему буллинга не преодолеть. Однако наверняка не стоит сразу же вступать в драку, если вас начинают донимать. Это лишь крайняя необходимость. Ну, а если уж без этого никак, то и возмущения толпы здесь будут не к месту. Если стеб перейдет границы дозволенного, и начнутся шутки про родственников жертвы или что еще похуже, то это каждого человека сделает самым «монстром». Поэтому стоит выбирать выражения с определенными людьми и стараться держаться подальше от плохих компаний.
Абитуриент Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ
Шамиль ТАХАУТДИНОВ,
Фото 1 сайт http://www.b17.ru/blog/97787/
Фото 12сайт журнала «Страна знаний» https://www.krainaz.org/2017-10/329-bulling
Фото 3 сайт журнала «Чекпоинт» https://ckp.in.ua/ru/videos/16291