1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

О передаче особой силы - знания

Дата: . Опубликовано в Студпроект

Рассуждая о школьной программе и педагогике, я задался некоторыми вопросами. В поиске ответов мне помогла Екатерина Иванова, имеющая самое непосредственное отношение к теме, поскольку сама она учится на педагога.

  • Можете прокомментировать современное состояние педагогики в РФ? Где-то преобладает т.н. «старая школа», которая не желает идти в ногу со временем, исключает возможность критики своего стиля преподавания, от кого-либо со стороны.

Екатерина Иванова: Да, на данный момент традиционная, старая школа, преобладает. И преподаватели того поколения вряд ли способны в раз изменить свой стиль работы и поддаться новым реалиям. Однако это не исключает возможность менять стиль обучения. Все методисты и сами учителя понимают, что необходимо менять методы и технологии обучения для нового поколения, которое меняется и развивается. В связи с этим можно сказать, что педагогика берет курс на личностно-ориентированный ход работы, где будут учитываться индивидуальные особенности каждого ученика.

  • Педагогическая деятельность должна предполагать искренний интерес учителя к ученику, желание стимулировать к успехам, не бояться ничего нового. Подобное звучит идеалистически, когда учитель работает с классом, где ребят немало. Он начинает прощупывать тех, кто, по его мнению, лучше остальных, делает их фаворитами, своим протеже. Остальные немногочисленные «неспособные» ребята, получив не самый лучший аттестат далеко не всегда устраиваются в жизни как хотели бы и иногда приговаривают про себя, что следовало лучше учиться. Вина здесь полностью ложится на плечи этих людей?

Екатерина Иванова: Однозначно дать ответ на данный вопрос невозможно. Так как в принципе процесс обучения - это совместная деятельность учителя и ученика. Кто виноват? Виновато общество, которое навязывает свое мнение, что красный аттестат нужен. Ну, хорошо. Пусть так. Представим, что ученик вышел из школы с обычным аттестатом. Смотрим, что происходит в действительности. Вы оканчиваете школу, поступаете в ВУЗ. Закрываете все сессии на отлично. И ничем не отличаетесь от того, у кого был красный аттестат в школе. Однако в будущем, мне кажется, он-таки будет иметь какую-то силу. Политика же меняется.

  • Я слышал о такой трактовке, что, по большому счету, сейчас преподаватели не должны заставлять студентов, школьников зубрить учебники, лекции, а больше заинтересовывать, увлекать чем-то новым, экспериментировать, используя современные технологии. Вы согласны с этим?

Екатерина Иванова: Стоит сразу разграничить понятие обучение в школе и в ВУЗе. Если говорить о школе, то да, одна из задач учителя заинтересовать в своем предмете, и как он это будет делать, решать ему. Для этого существуют различные способы и методы. Но полностью отрицать учебники также не стоит, грамотный педагог не может не включить их в ход работы, потому что учебник-это некая база материала, пусть и не всегда полная.

  • Стоит ли задумываться о бессмысленности знаний, приобретенных через силу, путем многократных заучиваний и pубрежки совсем непонятной информации, которая маловероятно что понадобится.

Екатерина Иванова: Вопрос очень обширный. Опять же не могу дать однозначный ответ, так как есть множество нюансов. Давайте поработаем на примерах. Вы ученик старшего звена, уже определилась с будущей профессией и поняли, что физика или химия вам не пригодятся. В таком случае зубрежка формул, действительно, теряет свою значимость. Однако вы должны понимать, что вам скоро выпускаться, получать аттестат. И так или иначе минимальные знания предмета, полученные в ходе зубрежки, помогут написать итоговые контрольные. И стоит помнить, что знания - сила.

 

Дамир Бикчурин