Поговорим открыто?
Об информационных событиях жизни телевещания и о некоторых вышедших в эфир телепередачах.
Авторский обзор ТВ за неделю
Один в один
В ногу идут местные федеральные телеканалы, внимание которых сосредоточено на границе (и в прямом и в переносном смысле) внешних мировых и внутренних политических и экономических вопросах страны. Во «Времени» неустанно говорят о внешней политике: российские подлодки бьют по складам террористов, обрушиваются мировые цены на нефть. Иногда Первый даже шутит заголовками «Рада подраться», «Рубль упал, но обещал вернуться» (хотя совсем не смешные акценты дня), а иногда шутит и наше правительство, в частности Дмитрий Анатольевич на ежегодной итоговой встрече с журналистами: «В правительстве должны быть хорошие и плохие парни. Мы все роли заранее распределили. Вот я — хороший парень». Новогоднее настроение еще не успело занять эфирное время, однако итоги года «главные» проводить уже начали. Итоги по социальным программам, сельскому хозяйству, антикризисной политике и другим вопросам подводил Дмитрий Анатольевич.
Здесь же в конце недели неожиданно появился сюжет об «алчных мамах», которые вывешивают фотографии своих детей в социальные сети, «забыв обо всем, начиная от черного сглаза до злого педофила». Но это, как и сериалы, лишь в промежутке. Лейтмотивами, темами, ключевыми словами остаются «Сирия», «Украина», «Блок НАТО», «Америка»…
Что предлагают в противовес другие федеральные каналы? Да практически тоже самое. Переключив канал кнопочкой пульта ничего не меняется. Проснувшись, смотришь «Доброе утро» на Первом или «Утро России» на канале «Россия-1» (что понравится), позже – и «Жить здорово!» с Еленой Малышевой. Не нравится с Малышевой? Можно поговорить и «О самом главном» с Сергеем Агапкиным и Ольгой Будиной. Суть-то одна.
Как в зеркале Первого канала отражается не только канал «Россия-1», но и НТВ. «Говорит и показывает» Леонид Закошанский. «Есть проекты, в которых много говорят. Ну и пусть говорят. А в новом ток-шоу на НТВ говорят и показывают» - пытаются отличиться создатели. Хотя ни темами, ни ходом программы, ни стилем, собственно, уникальной передача не стала. Вообще, это тройка в составе Андрея Малахова с «Пусть говорят» на Первом, Леонида Закошанского с «Говорим и показываем» на НТВ и Бориса Корчевникова на канале «Россия-1» так и скачет резво по полям федеральных. В условиях кризиса они хором обсуждают Дмитрия Шепелева, мужа покойной Жанны Фриске, несовершеннолетних любовниц женатых мужчин, и все в таком духе, вы знаете. На неделе Первый, конечно, отличился выпуском «Аффтар жжот 9 ½: новый, жаркий, свежий, sexy», который вел модный интернет персонаж – единорог. В лучших традициях ток-шоу – Гордон и «Мужское и женское» на Первом: как выйти замуж за олигарха, какая на самом деле жизнь за высоким забором Рублёвки, изнасилование женщины 17 – летним соседом и прямо в студии выясняли истину кулаками. Такие дела.
Ничего свежего на неделе не промелькнуло. Хотя не так давно в сетке телевещания НТВ появился Вадим Галыгин – КВНщик, бывший резидент Камеди Клаб на соседнем телеканале ТНТ – теперь он рассказывает новости с маркировкой 18+ «Время Г» с присущим ему юмором еще со времен Камеди. Программа не в прайм-тайме – после полуночи раз в неделю. Поднимает Галыгин, кстати, не менее острые, чем классические новости, проблемы. Больше смешно, чем информативно. На любителя.
О чем молчим?
А вот «Дождь», на мой взгляд, говорит о том, о чем нужно говорить в первую очередь. Широко обсуждаемая новость - российская система взимания платы за проезд по федеральным трассам с дальнобойщиков - «Платон», которая подняла сотни дальнобойщиков страны. В информационной программе «Здесь и сейчас» Лика Кремер и Родион Чепель встретились с пресс-секретарем стихийного лагеря дальнобойщиков в Химках – Таисией Никитенко. Были и прямые включения с места событий с Алексеем Коростеловым.
Таисия Никитенко на интервью обмолвилась: «Власти вообще стараются о нас ничего не говорить, делать вид, что ничего не происходит». К этому времени дальнобойщики успели «похоронить» систему «Платон» за ее нежизнеспособность в подмосковных Химках. Траурная процессия с возложением венков и гвоздик прошла возле офиса компании. По всем правилам ритуала «о покойниках либо хорошо, либо ничего»: эти похороны - всего лишь репетиция, и протесты на этом не заканчиваются. На «Дожде» так же буквально 13 декабря опубликовали видеообращение протестующих дальнобойщиков, которые требуют референдума.
На периферии у «Дождя» новости о голодовке осужденного эколога Витишко, падение цен на нефть, инцидент в Эгейском море с Турцией, благотворительный забег в защиту детей с тяжелыми заболеваниями. А вот в конце недели - новость о пожаре в психоневрологическом диспансере-интернате в Воронежской области. Погибли 23 человека. Об этом рассказывает Владимир Роменский в той же программе «Здесь и сейчас».
СМИ для народа?
Хочется сказать, что информационные поводы на «Дожде» раскрываются максимально полно и разносторонне, оттого они и стали для меня самыми запоминающимися на этой неделе. Живая, открытая, эмоциональная подача информации, думающие ведущие, разбирающиеся в том, о чем они говорят, имеющие свою точку зрения и позицию. Роменский говорит о точных фактах, отвечает на первые вопросы, которые возникают, находит причину, дает хронологический обзор . В таком комплекте, воплощаемся в качественный сюжет или интервью, кажется, что продукт, действительно, предназначен для информационного осведомления. Подобный сюжет появился только на НТВ в программе «Акценты недели» с Маратом Ситдиковым. На Первом лишь новость в подводке. Таковы итоги на 13 декабря.
Почему ни на одном федеральном канале не было информации о протесте дальнобойщиков, когда на «Дожде» отслеживается каждое их действие? Почему ни на одном федеральном канале не было информации о том, как задерживали одного из авторов Конституции на акции в поддержку Конституции? Вопрос открытый.
Проблем у российского общества никогда мало не было. И говорить об этом нужно. Однако то, что сегодня стоит как в ком горле, когда люди не просто говорить, а кричать готовы хором, должно быть освещено. Не так ли?
Рамзия Яруллина
13-200 ИСФНиМК