1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Правила композиции на примерах кадров из фильмов

Дата: . Опубликовано в Журфак

Композиция считается одной из самых сложных тем в визуальном искусстве. Но без изучения ее правил не обойтись. И не важно, занимаетесь ли вы живописью, фотографией или создаете видео. Что же это за зверь такой? Попытаемся разобраться.

 efghgf

«Гарри Поттер и Узник Азкабана» (2004, реж. Альфонсо Куарон, оператор Майкл Серезин)

Композиция наряду со светом и моментом – значимая составляющая любого изображения. Это один из трех китов, на которых стоят все визуальные произведения. Конечно, можно сделать сильный кадр, только поймав необычный момент или запечатлев удачное освещение. Но в идеале все три элемента должны работать в полную силу. А мы стремимся к идеалу, правда?

Итак, композиция отвечает на два вопроса:

  1. Как расположить объекты на изображении по отношению друг к другу
  2. и по отношению к фону.

Благодаря композиции можно:

  1. управлять вниманием зрителя, расставлять акценты;

Замечали когда-нибудь: одна картинка «цепляет», а другая – нет. Почему? Может быть, все дело в композиции. Присмотритесь внимательнее: как и на чем в кадре акцентирует внимание автор?

  1. придавать снимку объём, динамику, выразительность.

Изображение в большинстве случаев статичное и плоское (3D в расчет не берем). Вопрос: как придать ему глубину, как «расшевелить» его, сделать ярким? Ответ: правильно и интересно выстраивая композицию.

У работы с композицией есть свои правила.

  1. 1.               Правило третей

99 %, что вы слышали это словосочетание. Очень уж оно известное и тиражируемое.

Пространство кадра делится на 9 равных квадратов с помощью 2 параллельных горизонтальных и вертикальных линий. Значимые объекты располагаются в точках их пересечения или вдоль линий. Эти линии называют силовыми.

Посмотрите на этот кадр из фильма Стэнли Кубрика «Барри Линдон»: герои расположены вдоль вертикальных силовых линий. Просто, но изящно.

okn

«Барри Линдон» (1975, реж. Стэнли Кубрик, оператор Джон Олкотт)

Динамичные объекты легче «прочитываются» на левой вертикальной силовой линии. Статичные (спокойные) – на правой.

И снова – кадр из того же фильма (Кубрик forever! Кстати, он был еще и фотографом). Всадник на коне – слева, сидящие за столом джентльмены – справа. Всё не просто так.

 nbvcx

Так, с этим разобрались. А что делать с линией горизонта? Выстраиваем кадр так, чтобы та часть, которую мы хотим подчеркнуть, занимала больше места.

Узнаваемый кадр из «Унесенных ветром». Чтобы показать ветви дерева и простор, оператор расположил линию горизонта в нижней трети кадра.

qzxv

«Унесенные ветром» (1939, реж. Виктор Флеминг, Джордж Кьюкор, Сэм Вуд, операторы Эрнест Хэллер, Ли Гармз)

В этом кадре «Короля» акцент на воинах, поэтому небо расположено в верхней трети кадра.

mnbvc

 «Король» (2019, реж. Дэвид Мишо, оператор Адам Аркпоу)

Кстати, заметили, что люди движутся слева направо? Такое направление движения в кинокартинах можно встретить чаще всего. А вот движение справа налево, считают, воспринимается как что-то неправильное и непривычное глазу.

Странность: в концовке фильма «Брат» Данила идет справа налево. Это косвенно может указывать на неверно избранный героем путь.

 onda

«Брат» (1997, реж. Алексей Балабанов, оператор Сергей Астахов)

  1. 2.               Симметрия

Правило третей работает далеко не всегда. В некоторых случаях «выстрелят» симметричные кадры, на которых объект располагается строго по центру.

Например, чтобы передать статику, гармонию, спокойствие, выверенность линий. Хорошо смотрится симметрия в квадратных изображениях (привет Инстаграму, возродившему популярность эстетики квадратного кадра). И здесь мы не можем не вспомнить Уэса Андерсона, для которого симметрия наряду с квадратным соотношением сторон и плоскостью кадра – излюбленный прием, подчеркивающий условность и сказочность происходящего на экране.

 ncxgn

«Отель Гранд Будапешт» (2014, реж. Уэс Андерсон, оператор Р.Д.Йоумен)

Симметрия необязательно бывает чистой (абсолютной). Кадр может делиться на схожие, но равные части. Ось симметрии может проходить вертикально, горизонтально или по диагонали. Эффекта симметрии можно достичь и с помощью зеркальных поверхностей.

 imfw

«Из машины» (2014, реж. Алекс Гарленд, оператор Роберт Харди)

  1. 3.               Перспектива

Работа с перспективой предполагает создание направляющих линий для фокусирования внимания на объекте. В качестве таковых могут быть диагонали, кривые, S-образные линии, спирали…

Посмотрите, как в фильме «Сияние» линии пола и потолка сходятся на мальчике.

 tgb

«Сияние» (1980, реж. Стэнли Кубрик, оператор Джон Олкотт)

  1. 4.     Голландский угол

Обычно «заваленный» горизонт считается браком. Но иногда это оправданное художественное решение. Используется для передачи динамики, беспокойства, сумасшествия и т.п.

 jhgq

«Джокер» (2019, реж. Тодд Филлипс, оператор Лоуренс Шер)

  1. 5.     Ритм

Ритм – это повтор одинаковых элементов. Этот прием делает изображение интересным и запоминающимся.

uhna

«2046» (2004, реж. Вонг Кар-Вай, операторы К.Дойл, К.Пун-Люн)

  1. 6.     Заполнение кадра

Крупный план (почти) без фона. Вызывает давящий эффект, сжимает пространство.

Позволяет, например, показать скученность зданий.

 rtgfr

«Дом у озера» (2006, реж. Алехандро Агрести, оператор А. Кивило)

  1. 7.     Добавление воздуха

Снимки с открытым пространством легче воспринимаются. Это удачный вариант для пейзажей.

 okaqse

«Выживший» (2015, реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту, оператор Эммануэль Любецки)

  1. 8.     Фрейминг

Фрейминг – рамочное обрамление, кадр в кадре. В качестве рамок могут использоваться арки, своды, окна, двери, колонны, ветви и т.п.

Герой картины «Фарго» чувствует себя загнанным в угол. Это подчеркивают рамки окна.

rvcday

«Фарго» (1995, реж. Джоэл и Итан Коэны, оператор Роджер Дикинс)

Фрейминг может использоваться и в тех случаях, когда на первый план выходит мотив подглядывания. К примеру, в «Шоу Трумана» зрители ТВ-реалити (а вместе с ними и мы) наблюдают за жизнью главного героя через объективы скрытых камер.

 qolmx

«Шоу Трумана» (1998, реж. Питер Уир, оператор Питер Бижу)

  1. 9.     Противопоставление

Игра на контрасте часто смотрится интересно, поэтому когда поблизости есть, к примеру, большие и маленькие объекты, это можно смело использовать.

 ghjpq

«Ночь» (1961, реж. Микеланджело Антониони оператор Д. ди Венанцо)

Композиционные приемы – тема обширная. Но есть еще один момент, о котором следует сказать. Правила композиции надо знать, но можно и нарушать. Искусство – это полет фантазии, и ограничители допускается отбрасывать, если это продиктовано решением творческой задачи.

 

 

 

Ольга Агнистикова 

фотографии взяты из открытых источников