ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЛОНГРИДА
Сейчас команде из трех-четырех человек вполне по силам создать лонгрид, если участники обладают хорошими журналистскими умениями и креативным мышлением.
И все же подготовка мультимедийного лонгрида довольно долгий и трудоемкий процесс с точки зрения журналистской работы. Чтобы сэкономить время и ресурсы, стоит следовать определенному алгоритму. Условно создание такого произведения можно разбить на следующие этапы.
- Планирование / Pre-Production:
- выбор темы и ее предварительное исследование;
- разработка идеи, концепции подачи материала, предварительное определение жанровых характеристик и формата лонгрида;
- выбор команды, оценка слабых и сильных сторон участников проекта;
- написание синопсиса лонгрида;
- создание сценария работы над материалом (который не всегда совпадает со сценарием произведения).
- Создание / Production process:
- разработка story board — раскадровки лонгрида;
- формирование блока технических заданий;
- полевая работа и продюсирование;
- ревизия собранного материала;
- корректировка концепции лонгрида и его раскадровки, создание обновленной story board;
- формирование второго блока технических заданий;
- работа с собранным материалом (редактура фото-, аудио- и текстового материала, формирование аудиовизуальных блоков);
- сбор лонгрида из отдельных частей согласно раскадровке.
- Публикация / Post Production:
- тестирование лонгрида на различных устройствах и в различных браузерах;
- анонсирование материала и его продвижение.
- Перед началом работы важно усвоить несколько важных правил лонгрида.
1. Взаимозависимость содержания и формата
Не любое содержание следует загонять в неуместную форму повествования. Если нет интересной истории, текст лонгрида рассыпается на части, его неинтересно читать, и завладеть вниманием аудитории с помощью технических новшеств, анимации и интересной графики не удастся. Следует делать ставку только на хорошую журналистскую работу, а не на внешние технические элементы. Аргумент «во-первых, это красиво» в пользу этого формата не всегда работает. Журналист прежде всего должен задумываться о сочетании качественного содержания и качественного формата.
2. Лонгрид требует коллективной работы и серьезного продюсирования
Работе над лонгридом поможет представление о нем как о фильме, над которым трудится команда профессионалов, в том числе продюсер. Такой подход поможет сделать цельный качественный продукт, исключающий акцент на форму представления информации.
3. Лонгрид — это своеобразный конструктор, состоящий из разных частей, сбалансированных и гармонично дополняющих друг друга
Многие практики сравнивают лонгрид с конструктором. Эта метафора хорошо показывает принцип построения мультимедийного произведения: блоки текста и блоки аудиовизуального ряда с определенной последовательностью в рамках авторской логики. Форма определяется особенностями темы и фактуры.
4. Лонгрид — это своеобразное документальное кино
Не стоит забывать, что формат предполагает симбиоз текста и аудиовизуального ряда. Следует думать как категориями текста, так и категориями «картинки». Нужно сразу представить себе, какие визуальные элементы можно добыть для создания у читателя яркого представления о сюжете. Нужно представлять тему и образы, рисовать их, делая раскадровки, как это делает режиссер.
На первом этапе создания мультимедийного лонгрида нужно выбрать тему и провести ее предварительное исследование. Начать можно с самой задумки материала. Не любая тема может быть воплощена в формате лонгрида. Следует оценить визуальный потенциал истории: какие элементы могут быть воплощены в формате видео, что можно передать с помощью фотографий, где лучше использовать графику и анимацию. Если в истории отсутствуют яркие визуальные элементы, то можно вовсе отказаться от ее разработки в виде лонгрида.
При создании лонгрида важно исходить из принципа: история — сюжет — логика — последовательность — структура. В теме есть история чего-то или кого-то, в этой истории может быть какой-то сюжет, сюжет требует логики и последовательности, логика и последовательность диктуют структуру материала. Особенно масштабные темы требуют этого подхода: важно понять, что в центре темы — проблема, герой или событие? Необходимо разложить темы на части и прорабатывать в каждой свою логику и структуру.
Хорошо ложатся в формат лонгрида те темы, которые имеют хронологическую (линейную структуру). Например, путешествия, экспедиции, рассказ о каком-то событии, которое разворачивается во времени в хронологическом порядке. Хотя в последнее время стали появляться и нелинейные лонгриды. Их логическая структура требует особой проработки.
Еще один важный этап в подготовке — предварительное исследование темы. Начать стоит с изучения всех материалов, которые уже выходили на эту тему. На этом же этапе стоит проработать тему, понять, что нового и интересного можно рассказать читателю, какие новые подходы к проблеме использовать, наметить потенциальные источники информации, журналистские методы для сбора информации и т.д.
Второй этап — разработка концепции подачи материала, предварительное определение жанровых характеристик и формата лонгрида.
Нужно определить, в каком жанре будет воплощен стержневой элемент истории, то есть текст: будет ли это репортаж с большим количеством наглядных эпизодов, очерк с упором на какую-то человеческую историю или интервью.
Далее необходимо продумать структуру каждой из частей-историй: начать с разговора с героем или с репортажа на заводе, перейти на аналитику и статистику, представить серию интервью по проблеме, или же выстроить все наоборот.
В итоге все истории необходимо собрать в единую концепцию. Следующий этап в процессе работы — выделение логических узлов повествования и определение композиции. Нужно понять, из каких частей будет состоять лонгрид и как они будут логически связаны между собой. После этого нужно приступить к написанию синопсиса лонгрида. Это текст не более чем на страницу, в котором должны быть ответы на следующие вопросы:
- что и зачем я хочу показать пользователю/ читателю?
- какова основная проблема истории?
- в чем смысл каждого элемента истории?
На следующем этапе пишется сценарий лонгрида, на основании которого готовятся технические задания для каждого участника процесса. Сценарий не содержит визуальных элементов. Это текст, в котором словесно описан лонгрид. Его нельзя назвать планом произведения. Это скорее план работы над материалом. В нем прописываются пошаговые действия в процессе создания произведения, тезисно расписывается тема, объясняется выбор героев и т.д. Параллельно можно делать пометки о том, какие мультимедийные элементы могли бы лучше передать смысл.
В любом лонгриде, кроме текста, могут присутствовать следующие мультимедийные элементы:
- фотоиллюстрация;
- слайдшоу;
- аудиоподкаст;
- аудиоиллюстрация;
- аудиослайдшоу;
- видеосюжет;
- видеоиллюстрация;
- интерактивный видеосюжет;
- инфографика (статичная или динамичная).
Все эти части конструктора должны представлять полноценные мультимедийные вставки: в фотосюжете должен быть стержень, в видео также должна ощущаться завершенность формы и идеи.
После этого можно формировать первые технические задания для команды. В них прописывается, какая информация нужна, планируется поиск героев, разнообразных источников и т.д.
Потом нужно собрать команду и показать лонгрид, как готовый продукт. Для этого нужно будет подготовить так называемую story board, то есть графическую модель лонгрида, где помечена структура материала и детально изображены части лонгрида, их визуальное выполнение и содержательное наполнение. Это раскадровка будущего произведения на элементы: фотогалерея, аудиоиллюстрации, инфографика, анимация и т.д. После сбора информации нужно в режиме мозгового штурма всей командой произвести ревизию добытого материала. Обычно этим процессом руководит выпускающий редактор, но право высказаться и оценить работу имеют все участники процесса. Первоначальная визуальная концепция материала может быть скорректирована или серьезно изменена, корректируется и story board.
После того как окончательная модель лонгрида утверждена, начинается процесс работы с собранным материалом, редактирование фото, видео, аудио и текста. Он идет в двух направлениях: во-первых, в русле воплощения креативных идей, которые были заложены изначально; во-вторых, в направлении компенсации нехватки материала.
Конструированием конечного продукта занимается выпускающий редактор.
Варвара Городникова
фото взято из открытых источников