1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Журналистика - это «тыканье» общества носом в его же социальную проблему

Дата: . Опубликовано в Журфак

OcrX6NE53p8«У меня немного другие представления о журналистике, я ее не сильно романтизирую, впрочем, я ее не сильно облегчаю. У меня иной взгляд. Я не сторонник заискивания с аудиторией, давать ей то, что она хочет», - рассказал всё и немного больше о журналистике и ее современных проблемах Баканов Роман Петрович – выпускник, а ныне доцент кафедры журналистики Казанского Федерального Университета.

Некоторое время вы проучились в музыкальной школе. Что подтолкнуло вас выбрать профессию журналиста, а не связать жизнь, например, с музыкой?

Тяга к музыке у меня была очень давно. Я поступил учиться довольно поздно, в 5 классе. На самом деле музыкальное образование начинают получать гораздо раньше, в более юном возрасте, а мне даже пришлось учиться в музыкальной школе на первом курсе. В общей сложности музыкальное образование у меня заняло 8 лет, если точнее - 7 с половиной. А как я пришел к журналистике, трудно ответить. Все было параллельно. У меня еще был футбол. Но на первом курсе уже надо было выбирать, потому что дальше не протянул бы. В музучилище были люди посильнее меня, в тот момент еще была ломка голоса, нужно было переждать какое-то время, но вот я и выбрал журналистику. Не жалею абсолютно, работы хватает, не всегда журналистской правда, но у нас сейчас не все в чистом виде. В Казанский университет я поступал целенаправленно, никуда больше документы не подавал. Было сложно, но путь я этот прошел.

Что для Вас Ваша профессия?

Жизнь. Образ жизни. Журналистика - это спорт. Если ты в спорте хочешь достигать каких-то вершин, ты должен выкладываться постоянно и полностью. В журналистике то же самое. Тот же марафон, та же дистанция, то же время, та же конкуренция, то же лидерство, но в спорте честнее. Все остальное - один в один.

Чем Вы руководствуетесь в своей работе? Ваши профессиональные принципы?

Прежде всего, нужно быть человеком. Нужно соблюдать законы, этику, мораль, кодексы. Я не скажу, что у меня какие-то отличные принципы от других, но я ставлю закон и человеческие отношения на одну ступень.

Что Вы считаете неприемлемым для себя в работе?

Предательство, подставы, потому что это все проявление личностного. Личностное и личное - это значит себе во благо. Если мы что-то меняем в жизни, если мы что-то приобретаем, значит, мы, возможно, у кого-то отнимаем: как в законе физики, в самой примитивной его трактовке, ничего неоткуда не возникает просто так, и ничего просто так не уходит. Если мы расширяем, то где-то сокращается. Так за счёт кого я должен расширяться, но так, чтобы других тоже не обидеть? Понятно, что всем мил не будешь, но и просто так конфликтовать мне неприятно. Конечно, приходится так делать, приходится отвечать. Я ведь человек достаточно жесткий, но первым стараюсь не начинать. Но иногда бывает... слава богу, что иногда.

Что, по Вашему мнению, является ценностью профессии?

Люди, отношение их друг к другу. Прежде всего, четкое взаимопонимание друг друга, живое общение, возможность каждый день понимать людей, искренность. Высшая ценность - это  осознавать, что тебя понимают правильно, с тобой хотят работать, это быть нужным что ли, не чувствовать себя лишним.

С какими трудностями, творческими проблемами Вы столкнулись в своей работе? Как были преодолены эти трудности и проблемы?

Кто-то не понимает, как делать или не хочет понимать, кто-то не хочет ничего делать, да и саботирует, чтобы другие ничего не делали. Регулярно со всем этим сталкиваешься. Но это – нормальная практика, повседневная нормальная работа. Все не могут работать одновременно одинаково, у каждого свой тип характера, ведь журналистика - это и психология. Надо понимать людей. Нужно уметь подстраиваться, иногда под себя подстраивать. Конечно, есть проблемы, трудности, их много, но вспоминать о них, во-первых, не хочу, потому что стараюсь их не держать в памяти. Во-вторых, не худое, а хорошее надо помнить. Надо гордиться тем, что у нас есть сейчас. Удержать то, что есть – уже здорово. Надо дорожить каждым человеком, временем, общением, искренностью. Отсюда идут умение слушать, умение прислушиваться к чужому мнению и советам, быть коммуникабельным. Нужно дорожить теми людьми, которые рядом с нами, не ожидая, чтобы дорожили нами. Мы должны быть на том уровне, чтобы соответствовать людским ожиданиям, а вот это сложно.

Что приносит Вам самое большое удовлетворение в работе?

Общение. Оперативно сделанные дела. Не записываю никогда дела столбиком, всегда держу все в голове.

Какие черты характеризуют современную журналистику?

Журналистика сегодня многопланова. Сейчас у журналистов почти нет эксклюзивности. Сейчас каждый человек может выйти на рынок со своей информацией, защитить ее и быть даже, наверное, лучше, чем профессионал (правда, смотря какая информация). Поэтому журналистика сегодня – явление достаточно жесткое. Это явление гораздо шире и гораздо более гуманнее, чем сейчас ее, может быть, многие воспринимают. Да, журналистика у нас несамостоятельна, а что сегодня самостоятельно? Но ведь каждому человеку свойственно ошибаться. Есть два органа, которые не поддаются нашим регулированиям – это, прежде всего, мозг и сердце. Задача такая, чтобы разум не смог бы заморозить сердце, а сердце не позволило бы растопить мозг. Выполнимы ли эти условия? Но вот видится идеал таким. Если мы будем поддаваться только рациональному, у нас все человеческое уйдет, а если мы будем ко всему относится с сердцем, порядка явно не будет. Все начнут друг друга жалеть, будут друг к другу относится хорошо, замечательно, все будут мировыми друзьями, но дело делаться не будет. Каждый человек, в меру своего понимания и воспитания, безусловно, должен работать, чтобы мозг не заморозил сердце окончательно, а сердце до конца не растопило разум.

Какой специалист востребован современной редакцией?

Профессионал, прежде всего, тот, кто не ленится, кто хочет и может писать. На журналистике больших денег не заработаешь, если у тебя нет нефтяной вышки.

Какие умения должен нарабатывать начинающий журналист?

Коммуникацию, общение, нарабатывать круг знакомств, потому что у тебя должен быть источник информации, в общем, нарабатывать все свои внешние связи.

Что на Ваш взгляд необходимо, чтобы стать профессионалом?

Профессионализм заключается не в наличии «корочки», а в поведении, умении сохранять себя в разных условиях, сохранять лицо, уметь признавать ошибки, если они есть, а они есть у всех. Самое главное, надо работать, двигаться, а дальше уж смотреть по ситуации, но цель должна быть амбициозной.

Какие задачи вы видите самыми важными в работе журналиста в наше время?

Прежде всего, журналистика должна все-таки понять, кто она такая и чего хочет от общества. У нас со слышимостью плохо. Научиться бы не забывать то, что наработал, не отбросить бы все это назад.

Какая тематика больше востребована сегодня в современных медиа? С чем связаны такие тенденции?

Больше всего востребована тема звездности. Считается, что тех, кто больше популярен, хотят смотреть и читать. Просто они заполонили собой все. Я сюда и криминальных авторитетов включаю. Простому человеку уже и места в масс-медиа нет... Повторю с чего начал: любые события делают люди. Но считается, что простой человек не может быть интересным. Может! Смотря как подать. Но журналисты поставлены в жесткую зависимость от денег, банкиров, звезд...

Как надо работать сегодня, чтобы сохранить своего читателя, зрителя, слушателя?

У каждого свой рецепт, но, прежде всего, для того, чтобы сохранить свою аудиторию, нужно, по крайней мере, с ней дружить, ее привлекать в создание контента, чтобы было не обидно. Аудитория хочет, уже давно доказано, принимать участие в создании контента, социальные сети тому прямое подтверждение. Люди хотят принимать участие в работе СМИ.

Согласны ли вы с утверждением, что журналистика сегодня представляет собой один большой новостной отдел?

К сожалению, в большинстве случаев да. Она начинает восприниматься как новостной отдел. Журналистика - это формирование общественного мнения, это «тыканье» общества носом в его же общественно-социальную проблему. Журналисты, к сожаленью, забывают о том, что они не только новостники.

С чем это связано?

С унификацией всего и вся. С тем, что журналистикой считается все то, что пишется. Журналист - это тот, кто вообще вещает. Но давайте не будем такими примитивными. Пока мы будем воспринимать аудиторию, как баба Маша с пальцем в носу, мы дальше не двинемся. У нас так и будет застой. Ведь нельзя сказать, что руководители центральных каналов – необразованные люди, отнюдь. Но, к сожалению, рекламодатели, пиарщики и маркетологи говорят, что востребовано сегодня. А народ верит в сказку. Конечно, сказка народу нужна, но не любой ценой. Да, человек хочет расслабиться, отдохнуть, но журналистика это не только релакс, как считается. Кто будет говорить о проблемах тогда? Релакс - это полбеды и всего лишь маленькая часть журналистики.

Технологизм или творчество: с чем сегодня отождествляется профессионализм журналиста?

Технологизм, к сожалению. Творчества сейчас все меньше. Люди же прямо живут в соцсетях, такое ощущение, что редко оттуда выходят. Излишнее увлечение технологизмом к хорошему не приводит и вряд ли приведет. Мы начнем думать, как машина, мы начнем упрощать мозги. Вся эта стандартизация и культ посредственности ведут к тому, чтобы человек все меньше и меньше думал. Ведь соцсеть - это средство общения, развлечения, но кто там о чем задумывается. Там задумка только в одном – «лайк». «Лайк» - это не показатель ума, это не показатель нравишься ты или нет. Несколько лет назад говорили: «Или ты будешь нравиться, или тебя не будет вовсе». Мне кажется, мы и это уже пережили. «Лайк» равняется к «Ого! Прикольно» - как только мы это сказали, мы забыли. Забыли, что поставили «лайк». Еще года два назад мы помнили вчерашнюю эмоцию, а сегодня, я боюсь, мы не вспомним утреннюю. Нам нужны потрясения три раза в день: утром на завтрак, а еще лучше вместо завтрака, в обед (вместо), и к ужину дайте нам очередную эмоцию. Бард Тимур Шаов написал:

«И вот сижу я, чистый зомби, у проклятого экрана.
Если я лишусь хоть на день фильмов или новостей,
У меня начнутся ломки хуже, чем у наркомана.
Дайте дозу! Хоть рекламу, хоть погоду, хоть хоккей!»

Мне кажется, прямо в точку сказано. Нам потрясения нужны разные, понимаете. Например, какое-то провокационное вирусное видео. Мы его увидим, получим эмоцию и – забудем. Мы не помним, кому мы ставим «лайки», общество, на мой взгляд, запуталось в своих эмоциях. У нас нет коммуникации, у нас хотят что погорячее, но не понимают погорячее чего, и где та «горячесть». А хочется все же аргументированной аналитики.

Илюза Давлетшина
фото предоставлено интервьюируемым