Секреты современного Шекспира
26 февраля в Большом читальном зале Национальной библиотеки РТ состоялась литературно-театральная встреча «Современный Шекспир».
В конце прошлого года в государственном театре драмы и комедии им. К. Тинчурина состоялась постановка пьесы У. Шекспира «Гамлет» на татарском языке. Спектакль имел ошеломляющий успех. Сегодня на встрече раскрывались секреты создания постановки.
Первым речь держал заслуженный артист, заведующий литературной частью Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина, Шамиль Фархутдинов. Он объясняет популярность Шекспира у современного зрителя и читателя тем, что в его произведениях есть всё, что присутствует в самой жизни: любовь, ненависть, дружба, надежда, честь... Всё в пьесах гения естественно. А сказанное от сердца достигает самой души, как выразился Шамиль Фархутдинов. Человек в любой ситуации так или иначе связан с природой. Последнее мало знакомо нашему современнику, поэтому он стремится познать, ощутить эту связь через бессмертные трагедии Уильяма Шекспира.
Затем слово было предоставлено Артёму Пискунову, исполнителю главной роли в спектакле. Он поведал не только о новых решениях, предпринятых в создании «Гамлета», но рассказал и о своих ощущениях после и во время игры на сцене. Всех удивил тот факт, что спектакль был разыгран в фойе театра. «Чтобы актёры были максимально приближены к зрителю». С этим была связана трудность для актёра, как признаётся Артём Пискунов. Каждый наблюдатель в зале был настолько близко, что видел капельки пота на лице играющих. Все их эмоции, чувства, отраженные на лице. Отчего актёры должны были быть ещё более естественными и волнующими, дабы зритель не увидел блестящую игру, а окунулся в саму жизнь, забыв, что находится сейчас в театре. Никакой лжи.
«Чтобы достойно сыграть Гамлета, нужно желать его играть. Ведь эта роль - грандиозное событие в жизни каждого актёра», − говорит Артём Пискунов. Затем продолжает: «Обычно ты играешь героев, которые на протяжении всей пьесы сохраняют одни и те же чувства: трагики, комики, драматичные образы. Но в Гамлете целый букет эмоций. Его настроение меняется в один лишь миг. И ты должен успеть показать этот переход в соответствии с замыслом писателя или режиссёра».
Резеда Саляхова, сыгравшая роль Офелии, отметила трудность «белого» стиха. Разумеется, одно дело – говорить привычной прозой и совсем другое – изъясняться в определённом ритме, в рифму. Однако чем сложней игра, тем слаще лавры.
Слово было предоставлено также и театральному критику Ильтани Иляловой. Она указала на то, чем современная постановка «Гамлета» отличается от всех остальных. Данная трагедия философична, имеет ярко выраженный политический оттенок. Однако Рашид Муллагалиевич Загидуллин, режиссёр театра им. К. Тинчурина, обратил внимание на семейную проблематику в произведении. Сейчас, в век высоких технологий, вживую люди общаются друг с другом крайне редко, даже если живут под одной крышей. Поэтому эта тема актуальна как никогда, утверждает Ильтани Илялова.
Последним выступил Ильфак Хафизов (в спектакле Лаэрт). Он рассказывал о невероятной сплоченности коллектива и перечислил заслуги каждого из своих коллег. Затем решил ответить на вопрос, который ему часто задают поклонники его творчества. Зачем в татарском театре ставить иностранные постановки? «Чтобы учиться у великих мировых классиков! Ведь не нашим народом было создано это искусство. Но мы непременно должны работать над собой и повышать качество родного театра».
Завершился литературно-театральный вечер известным монологом Гамлета «Быть или не быть?..» в прочтении Артёма Пискунова. Безумные глаза и отчаянная попытка найти ответы на «вечные» вопросы.
Гром оваций и цветы.
Занавес опустился
Закирова Альбина (ИСФН 13-300)
Фото автора