Орнамент как язык, отражающий времена и поколения
В Казани с 8 июля по 5 сентября проходит выставка искусства азербайджанского ковроткачества «Искусство ковра — эволюция смыслов». Национальный музей Азербайджана впервые организовал в Татарстане выставку, на которой представлены старинные экземпляры ковров, сотканные на рубеже XIX–XX веков. Также представлены работы известного азербайджанского художника Чингиза Бабаева, работающего под псевдонимом CHINGIZ, который, освоив старинное национальное искусство ковроткачества, создает собственные ковры, вкладывая в них современный стиль и свои идеи.
Ковровое ткачество в истории Азербайджана занимает по-своему важное место, так как ковры стали отражением истории Азербайджана и жизни народов, проживающих на территории этой страны.
Помимо исторического значения, ковроткачество заняло свое собственное место в мире искусства Азербайджана. Каждый народ ткал ковры по своим стандартам. Для этого использовались разные материалы, пропорции ковров и, что очень интересно, рисунки. Каждый орнамент, эскиз, как правило, принадлежал определенному народу. Так, рисунки могли быть нанесены на ковры, отражая вещи прямолинейно, на некоторых коврах посетители могут различить их сразу. Некоторые рисунки представляются немного в другом виде, из-за чего не сразу можно понять, что изображено на ковре. Для гостей выставки на стенах представлена краткая справка об истории ковроткачества и ее особенностей среди народов, практикующих это искусство. Также в зале висят восемь ковров, рядом с которыми есть краткая справка о времени появления ковра, объяснения изображения и в каком регионе он был соткан.
Кроме исторической составляющей этого старинного искусства в музее присутствуют и современные работы азербайджанского художника CHINGIZ. Художественные работы Чингиза Бабаева отличаются тем, что его развитие не останавливается на определенном жанре искусства. Он является художником, дизайнером, скульптором, а также известен созданием своих собственных авторских ковров. Так, в его работах ковры сохранили свои традиционные составляющие по созданию и особенностям использования материалов. Но самое главное, как говорит автор, что ковроткачество для него — это новая возможность выражать свое мнение и говорить о социальных проблемах. В его работах также прослеживаются и другие темы, но как считает автор, зрителям стоит самим подумать об этом и раскрыть их для себя. Каждый в его работах найдет для себя что-то особенное.
Посетителям предоставлена возможность понаблюдать за работой художника, как создаются ковры, и услышать его мысли об этом старинным искусстве.
Артур СИДОРШИН
Фото: azcarpetmuseum.az