Если мы не идем в театр, то театр придет к нам
10 и 11 мая у всех желающих была возможность присутствовать на театральной постановке и все увидеть своими глазами через монитор: «Гоголь-центр» организовал прямую трансляцию спектакля «Ахматова. Поэма без героя». Главную роль исполнила известная актриса театра и кино, а также одна из режиссеров спектакля Алла Демидова. В 2006 году она опубликовала собственное толкование «Поэмы без героя» – книгу «Ахматовские зеркала». Сорежиссер – Кирилл Серебрянников.
Постановка открылась с монолога актрисы, который повествовал о похоронах Анны Ахматовой. По ее словам, пленка, на которой изображена церемония похорон, пропала. Во время перестройки архив КГБ продавался, и ее купили американцы.
Ахматова посвятила поэму всем ленинградцам, погибшим в годы фашисткой блокады города. В спектакле звучат произведения писательницы: «Поэма без героя», «Реквием», «Северные элегии». На сцене и в образах героев преобладают исключительно темные тона, свет на протяжении всего спектакля приглушен, все это создает довольно мрачную атмосферу и заставляет зрителя переживать те же эмоции, что и героиня. В спектакле можно заметить любимые приёмы Ахматовой, а именно: эхо, отражение, появление двойника в зеркале.
Произведение имеет очень сложную структуру. Оно состоит из трех основных частей: часть I «Тринадцатый год», часть II «Решка» и эпилог. Первая часть затрагивает события 1913 года, именно в этот период происходят предпосылки к глобальной катастрофе. Далее, героиня переходит к суровым 20-м и страшным 30-м годам. Она описывает наступивший «Двадцатый Век» и те необратимые изменения, которые произошли в России. В заключительной части героиня обращается к родному городу, находящемуся в осаде, и вспоминает погибших.
На протяжении всей картины звучат музыкальные инструменты, а также присутствует пение. Звуки музыки и речь героини гармонично дополняют друг друга и помогают зрителю полностью представить происходящие события.
Алле Демидовой удалось передать через свои эмоции боль, переживания, страх. Складывается такое впечатление, что она старается пропустить через себя все события, которые происходят с героиней произведения. Подача текста очень сильная и подкрепляется активной жестикуляцией. Ее образ дополняет зеркало, расположенное в центре сцены, а также проекции иллюстраций, которые погружают в исторические периоды, о которых идет речь. Они демонстрировали строчки стихов, документы, портреты тех, кто стал частью произведения. Все это помогает совершать скачки во времени.
Спектакль демонстрировался в прямой трансляции на YouTube. Операторам удалось показать все нужные ракурсы, чтобы создать ощущения присутствия в зрительном зале. Меня приятно удивила работа съёмочной группы. При просмотре можно было рассмотреть все до мелочей. Включая декорации, костюмы актеров и даже мимику лица. Думаю, что даже сидя в зрительном зале не всегда есть такая возможность. Очень сильный спектакль, заставляет задуматься о многом, во многом это благодаря актерской игре Аллы Демидовой. В конце представления зрительный зал долгое время бурно аплодировал артистам.
Анастасия ПОХОЛЮК
Скриншоты из трансляции