«Кино – это настоящая афера»
12 февраля, в минувший вторник в штабе состоялась лекция Романа Качанова, автора фильмов «ДМБ» и «Даун Хаус». Роман рассказал, что произошло в киноиндустрии страны с 90-х годов по настоящее время, почему советское кино закончилось, и как началось российское. Куда идёт киноиндустрия страны? На волнующий вопрос ответил режиссёр.
Лекция проходила в формате «вопрос-ответ», и право первого «разгонного» вопроса было предоставлено журналисту Радику Амирову: «Добрый вечер, Казань, Роман, вопрос к Вам, как всё таки трансформировалось советское кино, было ли это болезненно и как оно преобразовалось из большого советского в большое российское?»
«Как оно было на самом деле, это совершенно очевидно, но почему то не очень известно. При советской власти не было никакого кино, западного тем более, в год выходило 3-4 фильма, и из этого получилось то, что советские кинематографисты снимали фильмов по 500 в год ,буквально сидя за «забором» делали это, но во время «информационной революции», когда в закрытое общество прилетел весь мировой кинематограф за 70 лет, информация «бахнула», люди начали смотреть мировое кино и советские кино на том закончилось. В условиях живой конкуренции, «ваш покорный слуга», то есть я, успел снять кино, но оно стало никому не нужно, в новых условиях необходимо было выращивать новое кино» - ответил спикер.
В ходе мероприятия, режиссёра спрашивали о новом явлении «мотивационного кино», о развитии регионального кинематографа, почему работы новых молодых режиссёров всё чаще уходят «в стол». Роман поделился со слушателями мнением о том, что кино есть скоропортящийся продукт, и если оно «ушло в стол» - то там ему и место, что никогда нельзя предугадать, какой жанр в ближайшие год- два станет популярным, что «кинотеатр - это «интертейнмент», чистое развлечение с содовой и кукурузой, по цене красной икры, которое не рассчитано на авторское, на сложное кино, которому всё равно, что показывать, и многие режиссеры сейчас ориентируются только на кинофестивали, и чаще всего снимают «фестивальное кино»».
Роман Качанов отметил, что кино – это настоящая афера, от первого протона, до последнего нейтрона , кино – оно всё из головы, от первого до последнего кадра, и сейчас, в условиях жёсткой конкуренции, когда каждый может снимать что угодно и где угодно, профессиональное образование в данной сфере играет значительную роль . « Так звезды сложились» - чаще всего повторял режиссёр, уповая на то, что никогда нельзя предугадать «выстрелит» фильм или нет, и сам Роман никогда не прогнозировал успешность своих киноработ.
В ходе беседы были подняты актуальные для молодых и начинающих режиссёров вопросы, которым Роман Качанов, режиссёр культовых фильмов «ДМБ» и «Даун Хаус» , дал совет: « Никогда не бойтесь звать известного артиста в свой фильм, если он не занят съёмками в сериале , знаете, в таком конвейере, то с большой вероятностью он согласится снятся в кинофильме, потому что у артистов есть одно свойство – они очень любят сниматься в кино».
На вопрос писателя, историка и сценариста Юрия Куркова о «формуле культового кино», Роман Качанов ответил следующее: « Вы спрашиваете о формуле ,и она всего одна - кино становится культовым , когда его помнят и знают через год ,через три года , но если кино не вошло в культуру, - его просто забывают».
Шквал интересующих публику вопросов, остроумные реплики и ответы спикера, живой интерес молодых и обучающихся режиссёров, вопросы на засыпку от экспертов- вот чем запомнилась лекция Романа Качанова. Кино словно воздух, разговоры о кино жизненно необходимые и важные – так ощущалось в тот вечер. Иди да снимай, камеру тебе в руки, кино – это выдумка, и победил тот, кто интереснее всего придумал.
В конце лекции слушатели поблагодарили Романа Качанова за ответы и дискуссию, и сделали на память общее фото с режиссёром.
Карина Карманова
фото автора