Первый отказ от сдачи ЕГЭ
В Татарстане отказались от ЕГЭ для учителей. Об этом сообщил первый замминистра образования и науки республики Ильсур Хадиуллин на совместном заседании министерства и республиканского комитета профсоюза работников образования.
«Для выявления актуального уровня компетентности педагогов в этом году рекомендовали всем организациям дополнительного и профессионального образования ввести в свою практику диагностику предметной компетентности учителя как элемент входного контроля при проведении любой курсовой подготовки. Тем самым уходя от сдачи ЕГЭ для учителей. Это и логично: сначала диагностика, потом обучение на курсах», – цитирует Хадиуллина Татар-Информ.
Данная форма проверки квалификации учителей-предметников, готовивших выпускников для сдачи экзаменов, была введена в 2015 году. Это решение вызвало общественный резонанс, разразился скандал, и споры по этому поводу не утихали до сих пор. Образовались две противоположные точки зрения. В минобрнауки Татарстана утверждали, что данные меры приняты с целью выявления слабых мест в системе образования и стимуляции педагогов повышать свою квалификацию. Также, по мнению министерства, сдача ЕГЭ позволит учителям лучше понять психологическое состояние своих учеников во время экзамена. Были и педагоги, утверждавшие, что это способ проверить результаты своей профессиональной деятельности.
Но гораздо больше учителей в штыки восприняли данные изменения. Они говорили о том, что не видят смысла в проведении таких испытаний, тем более что сдавать ЕГЭ предлагалось каждый год, а это, несомненно, стресс, который педагоги называли лишним. На сайте change.org была опубликована петиция, адресованная министру образования и науки РФ Ольге Васильевой, руководителю Рособрнадзора Сергею Кравцову и министру образования Татарстана Энгелю Фаттахову.
«Сегодня задача педагогов — организовать обучение детей, помочь им в освоении образовательной программы, а не сдавать каждый год ЕГЭ учителями. В Законе «Об образовании» ничего не говорится о сдаче ЕГЭ учителями, а, значит, это является нарушением прав педагогов, которые имеют дипломы о высшем образовании. Учителя каждые три года проходят курсы повышения квалификации, через каждые пять лет — аттестацию, включающую экспертизу профессиональной деятельности педагога. Встает вопрос, почему наши чиновники засомневались в подлинности дипломов учителей?» - отмечается в петиции, которая собрала около трёх тысяч подписей.
Мнение педагогов было услышано. И вместо ЕГЭ учителям теперь предложат писать диагностическую работу перед курсами повышения квалификации, периодичность которых устанавливается работодателем, но согласно Федеральному закону должна проводиться не реже, чем один раз в три года. На сайте 4ege.ru опубликованы демоверсии заданий по каждому профильному предмету, которые придется решать педагогам. Тест состоит из двух разделов: «Предметная компетентность» и «Методическая компетентность». Первый из которых проверяет знания непосредственно по предмету, согласно школьной программе. А второй включает в себя «комплексные методические педагогические задачи, предполагающие различное соотношение репродуктивной и творческой деятельности».
Учитель одной из казанских школ согласился прокомментировать данное событие: «С одной стороны, отмена ЕГЭ для учителей – это хорошо. Потому что это исключает недоверие к педагогам. Снялась напряженность, тревожность. Учителя и так находятся в состоянии постоянной ответственности. Само это мероприятие заставляло переживать. Но, с другой стороны, доверие, которое оказывает государство по отношению к своим учителям, предполагает, что учителя отнесутся ответственно к своим знаниям. Ведь эта процедура возникла не на пустом месте, а из предположений о том, что не все учителя обладают теми знаниями, которые необходимы для достойной подготовки учащихся к ЕГЭ. В этом, конечно же, есть доля истины. Некоторые учителя рассуждали, что если они не работают в старших классах, то они могут и не знать всего того, что требуется для сдачи ЕГЭ учащимися. Но что такое ЕГЭ? Это, прежде всего, проверка базовых знаний ученика. А, значит, он должен показать знания за весь курс предмета. И, следовательно, за его результат отвечает не только тот учитель, который работал с ним в старших классах, но и тот, кто учил его в среднем звене.
Вся эта ситуация, с одной стороны, была продиктована выше, а, с другой стороны, можно сказать, что в этом виноваты и сами учителя. Отменив на сегодня ЕГЭ, по сути, учитель поставлен в такие условия, когда он должен более ответственно относиться к своей профессии. То есть педагог на любом этапе обязан дать ученику те знания, которые ему будут необходимы при сдаче экзаменов».
Слушатель ШМЖ
Анастасия Лапшина
Фото: neftegaz.press