Жизнь хочет жить
Приуроченная к ужасам второй мировой войны моноопера Григория Фрида «Дневник Анны Франк» состоялась 9 мая в Выставочном зале Кремля «Манеж».
Молодёжный симфонический оркестр «Sforzando» под управлением дирижера Евгения Сакмарова представляет музыкальное сопровождение и располагается в правой части зала. На сцене же, сквозь проектор мы видим кадры ужасов национал-социалистической Германии – голодные, мёртвые, измотанные, уничижённые заключённые лагерей, на передних планах как правило офицеры СС, с превалирующе хорошим настроением. Следующим кадром нам показывают выступление Гитлера и Геббельса на триумфальной площади. Сцены эти призваны выработать у нас верный контекст ко всему происходящему далее.
На сцене Анна, тринадцатилетняя девочка, зафиксировавшая в своём дневнике те чувства, эмоции, события, которые впоследствии и станут для нас окном понимая тех событий, что принято со скорбью вспоминать 27 января и 9 мая. Мы видим её в исполнении Айсылу Нуруллиной, ставшей в этом году лауреатом театральной премии «Тантана» в номинации «Лучший актер музыкального театра» за роль Анны Франк.
Несомненное достоинство спектакля заключается в том, что все выступление – это единый, цельный диалог героини с самой собой, а не рваное повествование музыкально-текстового материала. Работа Айсылу удивляет своей зрелостью и неподдельной проникновенностью (трепет в области лёгких вовремя скриминга и легкие мурашки по коже тому подтверждение). Признаюсь, чувствуется это не с первых секунд, но когда немного привыкаешь к образу Анны в её исполнении, всё как-то становится на свои места.
Не могу не отметить выход актрисы в зал, с медленным проходом между рядом и визуальным контактом со зрителями, которые заставляют нас чувствовать себя виноватым в судьбе этой маленькой девочки. Далее неожиданная игра света и тут ты понимаешь, что при кажущихся малых размерах – амбиции у спектакля огромные.
Вся драматургия партитуры сплетается из противоречивых смыслов и чувств: понимание ужасающей реальности, добрых воспоминаний, мрачных предчувствий, наблюдения и предчувствия первой любви, наивной мечтательности, и непрекращающейся нарастающей тревоги, приводящей нас к кульминации ужаса – когда мы слышим глухой выстрел и звук падения Анны.
Важно сказать, что спектакль не для всех. Более молодая аудитория покинула зал в течение первых двадцати минут, зато те, кто позволили этой истории проникнуть в себя, аплодировали стоя.
Богдан СУТОРМИН