Метафизическая фотография
Автор фотовыставки Тимур Баринов предлагает увидеть красоту в совершенно обычных, на первый взгляд невзрачных вещах.
17 декабря состоялось открытие выставки Тимура Баринова «Сор и сюр повседневности. Метафизическая фотография», где «сюр» – сокращение от «сюрреализма».
По словам Тимура Баринова, метафизическая фотография призвана «закавычить реальность» и «сказать НЕТ готовым значениям». Фотограф не дословно приводит слова немецкого философа Карла Ясперса о том, что не многие решаются узнать великий покой в отказе от бытийной уверенности; оставаясь в мире, перешагнуть его и стать от него независимым.
Фотографии Тимур, как правило, не редактирует вообще: «Я стараюсь не редактировать и не «резать» фотографии. Мой фотоаппарат видит картинку целиком, и это позволяет мне точно определить границы кадра. Цвет я тоже стараюсь настроить сразу. Я хочу, чтобы фотография осталась такой, какой я ее запечатлел».
Также фотограф поделился тем, как он ищет то самое необычное: «Первые года четыре я специально искал, ходил по городу. А потом мотивом стало просто выйти погулять, и как-то начало получаться само собой». Похожая история была с одной из фотографий из Рима: «Я встал на мосту, а там выступ. Я даже не думал фотографировать, просто фотоаппарат поставил и – о! И сфоткал».
Фотограф любит распечатывать свои работы, это позволяет ему находить в своих же работах что-то новое: «Чтобы проникнуться фотографией, нужно повесить ее в комнате и жить с ней в течение года. В конечном счете, ты начинаешь замечать то, чего никогда не замечал. Эта работа формирует жизнь – ты словно живешь под знаком этой фотографии».
Выставка проходила без плана, в свободном формате. Свое мнение по поводу выставки высказал советский композитор и поэт Лорес Блинов: «Эта выставка произвела на меня огромное впечатление. В ней установка внимания на так называемый сор, и из него вырастает сюр. Я не пожалел, что приехал сюда». После Лорес прочитал несколько своих сочинений.
Выступил со своим творчеством и казанский поэт Вадим Гершанов. Он читал полиндромы (стихи, читающиеся одинаково в обоих направлениях), анаграммы (перестановка букв или звуков в словах), а также комбинаторику (смысл данных стихотворений, как правило, подчинён сложнейшим техническим формам стихотворения).
О выставке отозвался и Нуриман Лендо – старший преподаватель фотокомпозиции КазГИК. По его мнению, фотографии Тимура Баринова являются хорошей попыткой показать современность. В них нет гламура, но это и хорошо, поскольку: «гламур скис, он не отражает время».
Затем вышел Тимур Баринов и обрисовал свое видение мира фотографий: «В моих фотографиях рвется первоначальное значение вещей. Мои фотографии отрицают реальные значения и ищут визуальные. Я не хочу жить в готовых смыслах. Я могу объяснить значение фотографий, но никогда не объясняю все целиком, ведь тогда – зачем фотография? Недавно читал Бибихина: он сказал то, что мне близко: люди иногда говорят «у меня нет настроения», но оно есть. У тебя нет настроения, которое принято в обществе. Люди боятся показаться задумчивыми, грустными и так далее. А поэт в момент настроения выходит в толпу и это может стать настроением его окружения, поколения, эпохи. Фото – это настроение реальности – можно абстрагироваться и посмотреть».
Также автор предоставил «Книгу возмущений», чтобы люди могли «возмутиться» и написать, что они думают о выставке. «Возмутиться можно и по-доброму», – пояснил Тимур Баринов. Также в рамках были выставлены небольшие послания от автора о нем самом и о том, что такое метафизическая фотография.
Выставка подошла к завершению, и фотограф отвечал на вопросы посетителей и комментировал собственные работы.
Ознакомиться с творчеством автора можно будет до 10 февраля 2018 года в Центральной городской библиотеке.
Маргарита Головатенко
Фото автора