1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

"Если фотографические боги будут благосклонны..."

Дата: . Опубликовано в События

mA9uKjGqo5cЛовкость рук и никакого мошенничества – это точно о вчерашней лекции в Штабе: как рассказать историю в кадрах, что представляет собой фотожурналистика в XXI веке и почему профессия не собирается уходить «в мир иной» – об этом поведал лауреат премии World Press Photo – Владимир Песня.

 «Серьёзная фотография перестала быть делом избранных»

Своё выступление гость начал с мысли о том, что с внедрением фототехнологий в жизнь современного человека, искусство запечатления одного момента перестало быть уделом пары-тройки людей: вход в фотографию стал в разы доступнее. Действительно, сегодня практически каждый держит на своей полке «зеркалку» или, по-крайней мере, «цифровик». Как следствие, возросло количественное содержание некачественных фотографий. Это, например, любительские кадры с отпуска в соцсетях, где автор делает селфи чуть ли не у каждого дерева. Таким образом, фотография становится не предметом искусства, а информационным мусором. Конечно, нельзя отрицать тот факт, что наряду с вышеупомянутым минусом можно отметить и положительный момент – каждый день всё больше людей пытается подарить окружающему миру необычные кадры повседневной жизни. Владимир Песня считает, что «фотографировать хорошо, почти гениально, сейчас может огромное количество людей», поскольку в наши дни не требуется много труда для того, чтобы нажать на кнопку фотоаппарата или провести по экрану ультрамодного смартфона.

«Время красивых одиночных фотографий закончилось»

Казалось бы, почему спикер считает, что время красивых фотографий закончилось, когда ежеминутно fashion, lifestyle и даже food-блоггеры в Instagram публикуют гармоничные кадры, радующие глаз подписчиков. Оказывается, проблема кроется в том, что вследствие популяризации фотодела, выделиться при помощи своего детища практически невозможно: создавая какие-то красивые одиночные фотографии, велик шанс затеряться среди точно таких же, не менее привлекательных снимков.

«Говорят, профессия фотожурналиста уже умирает, но она не хочет погибать»

По-мнению Владимира Песни, профессия фотожурналиста вовсе не погибает: проблема не в ремесле, а в людях, которые говорят, что оно изживает своё – они всего-навсего не готовы к произошедшим переменам.

«Если за точку отсчета взять классическую фотожурналистику XX века, то ее представитель – волк-одиночка, который за редакционные деньги сидит в шикарном отеле, потягивает виски и ухлёстывает за девушками, а в промежутках между этим что-то снимает на камеру – такая журналистика уже давно истлела в могиле», – уверен спикер. Сейчас центральное место в медиапространстве в целом занимают не столько профессиональные фотокорреспонденты, сколько выходцы из гражданской журналистики, которые представляют пусть и не столь качественное, но оригинальное и не похожее ни на что видение той или иной ситуации действительности.

«Как же все-таки рассказать историю при помощи фотографии?»

Как и любое литературное произведение, фотоистория состоит из трех компонентов – завязки, кульминации и развязки. Репортаж фотографа начинается с формирования идеи. Будь это замысел с запечатлением игры в хоккей, как, например, у Владимира Песни, или взгляд на последствия Чернобыльской катастрофы сквозь плёнку японского фотографа Казумы Обары – в любом случае, автор должен учитывать три компонента:  место, персонаж и реквизит, который дополнит общую картину. Вроде мелочи, а именно они, по-мнению спикера, создают общую картину.

Вторым этапом, тесно связанным с первым, становится планирование. К примеру, у фотографа есть все составляющие – идея, место, герой и предметы атрибутики, в таком случае, следующим шагом выступает процесс  постановки основных целей съемки.

Завершающим моментом принято считать форму подачи – обрамление фотозамысла. В данный этап входит выбор угла съемки, перспективы, взгляда персонажа, освещения. «Только после этого можно отправляться снимать историю: если фотографические боги будут благосклонны, то материал получится таким, каким вы хотите его видеть», – делится Владимир Песня. Поэтому не забывайте, на Олимпе любят таких умельцев, у которых  на месте голова, фотоаппарат и трудолюбие.

Александра Фёдорова
фото представлено РКИ "Штаб"

No images found.