1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Уложиться в три строчки

Дата: . Опубликовано в События

e2ZmUGKLZCg 2В поддержку персональной выставки «17 слогов», которая открылась в прошлое воскресенье в «Штабе», иллюстратор Лера Уюнь 30 июня провела мастер-класс:  художник делала открытки и объяснила, что хокку – это не разновидность японской лапши.


Как вы уже поняли, выставка посвящена теме хокку. Японцы говорят, что это – самые короткие стихи в мире о самых глубоких человеческих чувствах. В них всего три строчки и обычно это белый стих, то есть не имеющий рифмы. 

«Как тяжел первый снег!

Опустились и грустно поникли

Листья нарциссов...»

М. Басё

«Когда западный человек читает эти три строчки, он думает: «Боже, ну что в этом такого?». Но нужно на секундочку остановиться и увидеть этот образ, – говорит Лера Уюнь, – для японца в этом и кроется настоящая высокая красота».

В западном искусстве чаще всего за основу берут яркий сюжет и сильные эмоции. Японским поэтам ближе обычные, тривиальные вещи, на которые часто западный человек не обращает внимание.

«Когда я думаю, кто из "западников" более близок к такому формату творчества, мне на ум сразу приходит Евгений Гришковец и его «Как я съел собаку». Единственное его отличие от японцев – Гришковец говорит об обыденной красоте, но очень длинными историями. Японцы об этом говорят в трех строчках».


 Первый этап нашего группового эксперимента состоял в создании хокку, что вызвало неподдельное волнение у девушки напротив. С виду ничего сложного: пишешь себе без рифмы и всего три строчки. Это ничего, скажешь ты, по сравнению с сочинениями в школе, когда ты и полстраницы не мог написать про картину Шишкина. Для хокку нам нужен был сюжет, причем лучше всего, по словам автора выставки, смотрятся обыденные вещи или мимолетные воспоминания из жизни, которые цепляют нас. В хокку должно быть 17 слогов, о чем нам напоминает название выставки, но главная задача – уложиться в три строчки, где каждое слово должно ярко передавать то или иное состояние.

j rUzR2e9v0 3

Вторым этапомс иллюстрируем стихи. Художник разложила перед нами цветной картон, фактурную бумагу (с орнаментом – прим. авт.) и не разрешила нам вырисовывать на них контуры. Здесь будет полная импровизация – все фигуры, силуэты вырезаются «на ходу». Конечно, все получится криво и рвано, но в этом, похоже, сама суть спонтанного творчества, от этого оно более интересное и самобытное.

С идеями и вдохновением ни у кого проблем не возникло. Женщина рядом со мной, кажется, за минуту придумала хокку, нашла подходящие цвета и уже вырезала фигуру. За это время я смогла придумать только одну строчку, которая все равно мне не подошла, и пришлось все переделывать. В моем сознании так укоренилась мысль, что стихотворение без рифмы – это не стихотворение, что я пыталась за ней угнаться. Но оказалось, никто, кроме меня, за ней не гнался.

«Солнце опустилось за горизонт.

Ветер тревожит листья деревьев.

Холодает»

Женщина посвятила это стихотворение своим прогулкам с маленьким ребенком в парке и вечернему закату. Холод на открытке  выражен через одинокую фигуру девушки. С одной стороны, она напоминает Христа, который обнимает весь мир, с другой – её руки не распростерты, а обнимают себя. «Это дает надежду тому, кто одинок», - говорит она.


Наравне с теми, кто хотел вложить глубокий смысл, были те, кто вспоминал маковое поле, озеро с уточками и ночные клубы с техно-вечеринками. Хокку отдельно от картинки для нас, западных людей, действительно, сложны для понимания. Мы любим, когда долго, красочно и, желательно, в сложном предложении. Однако, когда хокку представляется вкупе с нашими рисунками, форма легче и ярче воспринимается. Стихи становились не просто тремя строчками, а реальными воспоминаниями, опытом, людьми. А странные формы и слова, используемые нами, каждый интерпретировал по-своему.

За два часа участники смогли создать целую историю. Порадовала возможность выразить свои эмоции, воспоминания в материальной форме, в процессе, когда у тебя не возникает проблем с вдохновением, потому что ты не в художественной школе и перед тобой не стоят образцы, на которые нужно равняться, а твоя идея полностью принадлежит тебе, и не так много времени для идеальных линий. Отличная прокачка для фантазии.

Ксения Дудкина

Фото автора

No images found.