Понимать современное искусство – понимать мир
Не правда ли, разговоры о современном театре навевают мысли о разрушении старых канонов искусства, об избавлении общества от зрительских шаблонов и привычных ожиданий?
Вчера в творческой лаборатории «Угол» Артем Силкин, директор Музея-заповедника «Остров-град Свияжск», соучредитель фонда поддержки современного искусства «Живой город» поделился своими впечатлениями о различных спектаклях весеннего театрального фестиваля в Лозанне.
История театральных фестивалей уходит корнями в Древнюю Грецию, широкое же распространение этот формат получил благодаря Швейцарии: издавна в каждом городе был маленький театр, гастролирующие артисты приезжали из различных уголков Запада, а за Лозанной, центром культурной жизни Швейцарии, закрепился статус «города-искусства».
Артем Силкин начал свою лекцию со спектакля «Как приобрести друзей и воздействовать на других людей» швейцарского режиссера Бориса Никитина. «Необычным было то, что показывался он в пространстве настоящей церкви, сначала перед зрителями действительно выходит пастырь, а затем профессиональный актер, дальше меняются ролями верующая женщина с атеистом, каждый из них стоял за кафедрой». Данный проект хотели показать на обозрение в России, однако спикер "не видит его реализацию в современных реалиях".
Следующим обозрением на спектакль была всеми известная пьеса Шекспира «Гамлет». Борис Никитин поставил ее в коллаборации с культурным центром Kaserne Basel. От произведения знаменитого драматурга мало что осталось. Главную роль играет известный перфомансист и музыкант Джулиан Мединг, он же повествует о своей жизни и проводит некие параллели между своим жизненным опытом и пьесой. Стоит акцентировать внимание на том, что Джулиан Мединг лечился в клинике для душевнобольных, отсюда и точки соприкосновения между «Гамлетом», ведь безумие – одна из важнейших тем в произведении. Спектакль был принят громкими овациями, зрители остались довольны, несмотря на совершенно новую интерпретацию пьесы.
«Подобные спектакли хороши тем, что благодаря ним человек может расширить границы своего представления и взглянуть на классическую литературу по-новому, под другим углом».
Далее на обозрение спикер выдвинул тизер режиссера Фила Хайса «Это мои принципы», который буквально состоит из диалога двух людей, пытающихся найти компромисс, несмотря на свои убеждения. По ходу спектакля актеры задают друг другу обыкновенные вопросы: выбирай – поезд или самолет? Кто из политиков тебе больше импонирует – Путин или Берлускони? Таким образом, зритель невольно вовлекается в диалог и чувствует себя соучастником. Основная тема исследования в спектакле – насколько принципы растворяются в компромиссе, и где границы между нашими внутренними убеждениями и готовностью понять другого.
И самыми необычными из увиденных театральных представлений в Лозанне спикеру показались два спектакля швейцарского хореографа Жиля Жобена – «Квантум» и «Ядерное взаимодействие».
По своему первому образованию автор - физик, поэтому так органично смог переплести между собой темы исходных законов мироздания с устоями социума. Хореограф перенес взаимоотношения мужчины и женщины и провел параллель между ними и взаимодействиями фундаментальных частиц: не соприкасаясь друг с другом, у них возникает огромное притяжение, но чем ближе они находятся, тем слабее становится их контакт.
Артем Силкин закончил свою лекцию удивительными словами, после которых слушатели даже зааплодировали стоя: «В Европе идут интенсивные процессы в преобразовании театра, и нам всем нужно быть в курсе событий, ведь эти современные формы искусства породят некие новые способы коммуникации, которые, к сожалению, мы просто не сможем воспринимать. Поэтому нам нужно знать о подобных вещах, чтобы понимать мир».
Фотограф : Матильда Шилова